![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/AE3CC9E4_C2BE_441B_B38E_5DFD7B0F17BA_avatar.jpg)
Чашка и трость Дягилева, посмертная маска Анны Павловой на выставке «Легенды дягилевских сезонов»
Выставка, рассказывающая о жизни Дягилева, истории его балетов и о судьбах знаменитых балерин, открылась накануне серии концертов, посвященных 100-летию дягилевских «Русских сезонов».
Главным человеком на открытии выставки был Игорь Иванович Махаев, основатель благотворительного фонда «Дом Дягилева», известный исследователь творчества русского балетмейстера. Он привез в Париж большую коллекцию предметов, связанных с Дягилевым, а сам выступил в роли экскурсовода.
![Фото: Татьяна Матанцева](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/ca/3e/ca3ecc5ab757847c724977d87647a37711277c48a0a2cdf956b6ab704b84fc83.jpg)
Пермский благотворительный фонд «Дом Дягилева» Махаев создал еще в 1989 году, чтобы помогать тем, кто решил заниматься балетом. Желающих послушать историю фонда собралось так много, что мест для всех не хватило.
![Фото: Татьяна Матанцева](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/b6/d9/b6d96ab73ff7c146f4690a3f1aec25a4a5fcc773f2ca18a05c5723161ec006d7.jpg)
Махаев сам танцевал и более 50 лет своей жизни посвятил собиранию предметов, связанных с Дягилевым. В коллекции, представленной сегодня в пермском доме-музее Дягилева, который также основал Махаев, преобладают фотографии и театральные программки, но встречаются и уникальные вещи. Он подробно рассказал о каждой из них.
![Фото: Татьяна Матанцева](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/78/46/7846b8ceb1237aeb627c30813b76bcf1ca837c29b1238e29ab6b47a9396353e1.jpg)
![Фото: Татьяна Матанцева](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/e5/d4/e5d44ceee888f59be858c9e0ce5eb1071ab18f864364ab87c35596788fd10be0.jpg)
![Фото: Татьяна Матанцева](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/be/f5/bef5c5cd3aba5640cbbdfc401d643cfd3d8c7d79efdddba2eb0ababc2d8aa38a.jpg)
Махаев с увлечением показывал гордость своей коллекции — подлинный костюм дягилевской примы Ольги Спесивцевой. А потом объяснил, почему труппу покинула знаменитая Анна Павлова.
Махаев подвел меня к костюму для балета «Спящая красавица» и разразился тирадой по поводу непомерных цен на костюмы дягилевских балетов и в адрес «неправильных» коллекционеров, которые этому способствуют.
Под конец Игорь Иванович рассказал мне историю дягилевской трости, с которой он никогда не расстается.
Доставить экспонаты выставки из Перми помогла жена российского посла во Франции Наталия Орлова. Как выяснилось, с Махаевым она знакома уже много лет и всегда старается помочь в организации мероприятий, посвященных русской школе балета. Впрочем, о своих заслугах Орлова рассказывала неохотно, вместо этого поведала мне историю о том, как Махаев спас от уничтожения могилу Нижинского на кладбище Монмартр.
Среди французских почитателей Дягилева, пришедших на выставку, была балерина и хореограф Этери Пагава (Ethérie Pagava) — внучка известного грузинского политика начала XX века Ноя Жордании. Этери Пагава работала с Баланчиным, Брониславой Нижинской, Леонидом Мясиным. Как она мне рассказала, ее тесная связь с русским балетом началась еще в раннем детстве. Ребенком она выступала на улице, когда ее заметил Николай Штейн, пианист Сержа Лифаря. А танцевать ее научила звезда Мариинки Любовь Егорова.
Когда служащие центра уже выставляли зазевавшихся посетителей за дверь, я познакомилась с активистками международной ассоциации «Женщины третьего тысячелетия» Фазией Лавернь и Мари-Лор Кардон.
![Фото: Татьяна Матанцева](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/08/00/0800a39dd1d4b3361fb8d7734b9e24f00792dd3b392ed324574dca3e2130bc1c.jpg)
Они пришли на выставку в надежде познакомиться с русскими балеринами и привлечь их в свою ассоциацию. Улов их был невелик, но, узнав от меня о проекте «Сноб», они посчитали, что его женская половина вполне могла бы пополнить ряды их организации.