Выставка о потустороннем на Губернаторском острове
Губернаторский остров (площадью 69 гектаров) находится ровно напротив южной оконечности Манхэттена. Изначально здесь была колония голландцев, которые первыми открыли эти территории, затем резиденция губернаторов Нью-Йорка, потом — с 1783 по 1966 год — территория принадлежала армии США. После непродолжительного периода, когда на острове располагалась база Береговой охраны, правительство США продало его городу и штату (они владеют островом поровну) за символическую сумму в один доллар. Теперь это исторический парк, и оттого все, что находится на острове, замерло во времени: это и крепость XVIII века, и заброшенный кинотеатр, и двухэтажные домики в викторианском стиле, пустые и гулкие. Добраться до острова можно на пароме с Манхэттена, но ходят эти паромы только летом.
Выставка This World Nearer Ones (буквально ее название можно перевести как «Этот мир ближе иных») растянулась по периметру всего острова. Художники (19 человек) делали свои работы с учетом особенностей атмосферы этого места. Многие сосредоточились на теме потусторонних миров. Посетители после осмотра двух-трех инсталляций устраивались на поляне, где играли музыканты.
Здесь не было чопорных дам и критиков в роговых очках, зато собралось много молодежи: студенты, хипстеры и молодые мамаши с колясками заполонили лужайки. Несмотря на столь мрачную тему выставки, посетители явно пребывали в приподнятом настроении. Многие устраивали пикники рядом с домиками, где, вполне возможно, живут призраки. Только мамаши с колясками предусмотрительно обходили эти домики стороной — от греха подальше.
На одной из лужаек я встретила Сашу Серякова, который живет в Америке с 10-летнего возраста. Саша студент и эко-активист, приехал на остров со своими друзьями по колледжу. Ему больше всего понравились экспозиции в викторианских домиках (они и правда заслуживают внимания).
В бывшей полковой церкви Saint Cornelius Chapel люди, погруженные во тьму, сталкивались друг с другом и тянули руки к редким пучкам света — выглядело это очень странно. Оказалось, что так они реагируют на лазерную инсталляцию Between You and I Энтони Макколла (Antony McCall): по задумке художника в полной темноте на пол проецировали световые геометрические фигуры — и из пустоты появлялись виртуальные скульптуры.
Проект художников Эй Эй Бронсона (AA Bronson) и Питера Хоббса (Peter Hobbs) демонстрировал в одном из домиков предметы, оставшиеся после проведенного в нем шаманского ритуала по вызыванию духов. Через дырки в стене (чтобы не спугнуть призраков) зрители могли видеть разбросанные по комнате перья, сено, гвозди, фотографии. Довольно жуткое зрелище.
Были и другие, не менее оккультные, проекты: например, в заброшенном кинотеатре творческая группировка The Bruce High Quality Foundation показала свой фильм про зомби Isle of the Dead.
<object width="560" height="340"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/PDmZYGY5W3s&hl=ru&fs=1&"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/PDmZYGY5W3s&hl=ru&fs=1&" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="560" height="340"></embed></object>
Клаус Вебер (Klaus Weber) повесил на дерево огромные трубы, которые издавали «дьявольскую мелодию». Обычно такие штуки (конечно, куда меньших размеров) вешают на дверь или крыльцо — при дуновении ветра они мелодично позванивают. Вебер же сделал вот что: он подобрал трубы таким образом, чтобы при столкновении они выбивали diabolus in musica tritone — музыкальный аккорд, который принято называть «дьявольским». В Средние века этих звуков боялись, как проклятья: считалось, что они оказывают на слушателей греховное влияние, пробуждают тайные желания, и музыканта, посмевшего исполнить аккорд, могли изгнать из церкви. Затем многие композиторы и музыканты, от Джузеппе Тартини до группы Black Sabbath, использовали этот tritone, чтобы подчеркнуть связь их музыки с темными силами. И вот, пожалуй, впервые «дьявольские аккорды» можно услышать в исполнении столь безобидного инструмента, как несколько раскачивающихся на ветру трубок.
Хотя мелодия, доносившаяся из трубочек, и правда раздражала, многие посетители спокойно себе сидели рядом. Одна парочка даже пристроила неподалеку гамак. Видимо, людей в мегаполисе звуками дьявола не проберешь.