Свечение Кирилиано
Во вторник мы публиковали серию фото и спрашивали наших читателей: как это сделано?
Эти ауры сняты с использованием эффекта Кирлиана: предмет помещается в магнитное поле, и по его краям начинают бежать огни — вроде огней Святого Эльма на мачтах кораблей. Семен Давидович Кирлиан (1898–1977) был советским изобретателем; он считал, что узор электроразрядов что-то говорит о состоянии объекта съемки. Свое открытие он совершил случайно. В 1939 году Карлиан пришел в городскую больницу Краснодара, чтобы починить физиотерапевтический аппарат, в котором использовался ток высокой частоты. Там он обратил внимание на розовое свечение между электродами. Кирлиан решил попробовать зафиксировать это свечение на фотопленке. Изобретатель взял монету, подсоединил к ней один электрод, положил сверху пленку, накрыв ее вторым электродом, и включил ток высокой частоты. Сделав отпечаток, Кирлиан увидел снимок монеты, по краям которой шел скользящий разряд.
Тогда Кирлиан стал помещать в поле самые разнообразные предметы, фотографируя без фотоаппарата необычное свечение, в том числе листья деревьев, собственные руки. Понаблюдав результаты, он решил: живой объект, помещенный в поле высокой частоты, давал на фотопленке свечение, характер которого зависел от состояния снимаемого объекта. Одна «картинка» — если лист дерева только что сорван, другая — когда после этого прошел, к примеру, час. Кирлиан увидел, что свечение от рук здорового, заболевшего или даже просто уставшего человека тоже разнится. Но это было ложное озарение, основанное на случайности.
Человек так устроен, что склонен во всем видеть закономерность, — это древняя биологическая черта. В форме облака мы видим Винни-Пуха, в разбегающемся узоре трещин асфальта под ногами — дельту Ганга. Лишь тщательно спланированный эксперимент и хорошая статистика могли бы доказать связь между узорами разрядов и состоянием организма; но этого не случилось, потому что узор разрядов случаен. Кирлиан прожил жизнь советского Кулибина, в которой было все: визиты сотрудников НКВД, бедность, надежды на благосклонность властей, и посмертное признание, и что-то вроде культа. Даже сегодня есть много сайтов и последователей Кирлиана — но ни одной научной работы на эту тему.
А вы, дорогие члены клуба и подписчики, часто ли видите закономерности на пустом месте? Я — часто. Вот, например, за последнюю неделю моя жена сломала ногу на 37-й неделе беременности, потом моей мачехе срочно вырезали аппендицит, а потом бабушка моей жены сломала руку. Неповрежденной осталась только одна ветвь моей семьи — семья моей мамы. Стоит ли говорить, что я запретил моей бабушке (маминой маме) выходить на улицу?