Женщина с серпом и мужчина с косой в даунтауне
Супрематические будетляне быстро освоили пространство Storefront for Art and Architecture. Белые выдвижные панели, заменяющие галерее окна и дверные проемы, стали естественной декорацией к выступлению танцоров.
Этот уличный перформанс — работа четырех русских танцоров: Александра Андрияшкина, Татьяны Лузай, Ксении Петренко и Алексея Жеребцова. Они прошли серьезный отборочный конкурс и стали участниками престижного фестиваля современного танца Jacob's Pillow в Массачусетсе. По пути в Массачусетс они и устроили импровизационный хэппенинг в Нью-Йорке.
Директор программы «Открытый мир» Мария Пышкина, которая привезла танцоров в Америку, рассказала мне, как познакомившиеся только вчера артисты придумали сегодняшний перформанс:
А действо продолжалось. Появилась юркая девушка в голубом платье с повадками клоунессы. Она бегала среди прохожих, забиралась в оконные и дверные проемы — в общем, жила жизнью городского Маугли среди каменных джунглей.
Центр Storefront for Art and Architecture открыт для экспериментов, но подобное редко можно увидеть даже там. Завсегдатай галереи, писатель и актер Теодор Булукос (Theodore Bouloukos), рассказал мне о самом первом перформансе, увиденном здесь:
Замысловатые манипуляции танцоров с плоскостями стен привели к тому, что прохожие вдруг оказались втянутыми в узкое помещение центра, где их уже ждал Александр Андрияшкин. Он пригласил публику на вечер импровизаций: Андрияшкин спрашивал у зрителей, чего им не хватает в его танце, и по их просьбам менял стиль движений от модерн-данса до хип-хопа. Танцор обьяснил мне разницу между перформансом на сцене и на улице:
Хэппенинг происходил одновременно сразу в нескольких местах и поэтому целиком его не видел никто.
Три сюжетные линии переплетались, не смешиваясь. Актеры передавали друг другу право хода.
Закончился перформанс так: русская крестьянка медленно шла по улице и бросала землю на горячий асфальт Нью-Йорка, как сеятели разбрасывают семена. Ксения Петренко объяснила мне, почему она со своим партнером Алексеем Жеребцовым выбрала в качестве прототипов крестьян Малевича.
Американские зрители, которых не удивить постановками, шептались за моей спиной: очевидно, за последние десять лет в России сформировалась интересная школа современного танца.