Лучшее за неделю
Тата Зарубина
16 октября 2009 г., 04:00

Юрий Аввакумов переосмыслил фестиваль «Зодчество»

В московском «Манеже» открылся XVII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество-2009». В этом году его куратором впервые стал Юрий Аввакумов
Читать на сайте

Архитекторы и дизайнеры со всей России ежегодно привозят сюда свои проекты. По словам Юрия Аввакумова, раньше этот фестиваль напоминал базар, где на прилавках были разложены непонятные простому человеку проекты, выполненные в специфической архитектурной графике. При этом на сцене плясали кубанские казаки, а на детской площадке был выстроен какой-то кораблик с изображением Путина на парусе.

Когда Аввакумову предложили курировать фестиваль, первое, что он спросил, было: «Можно ли все поменять?». Ему разрешили, и в этом году «Зодчество» выглядит совсем иначе.

This browser does not support the video element.

В рамках фестиваля проводится множество конкурсов: на лучший проект, постройку, издание об архитектуре, фильм, детское творчество; будет роздано около 60 призов. Аввакумов говорит, что старался очистить фестиваль от излишнего пафоса и сомнительных «потемкинских» декораций. Среди нововведений — теперь жюри фестиваля еще до открытия выбирает призеров в конкурсе по проектированию, а церемония награждения пройдет в последний день «в режиме военного коммунизма: накроем столы, ведущий будет награждать победителей и, возможно, произносить тосты».

Пространство «Манежа» разделено на 12 павильонов. Главный куратор не вмешивается в происходящее внутри них: «За российскую архитектуру я не отвечаю. Я сшил этот костюм, а то, что находится под ним, это уже дело российских архитекторов». Правда, Аввакумов все же лично курировал два павильона: «Россия» и «Green Нouse».

Для павильона «Россия» был специально организован новый конкурс кураторов. Задача победителя — представлять российскую архитектуру за рубежом. «Профессии куратора нигде не учат, — говорит Аввакумов, — она складывается из опыта. Поэтому мы решили создать такой полигон, где каждый может попробовать подготовить архитектурную экспозицию».

This browser does not support the video element.

На конкурс кураторов было прислано 24 проекта, победителями стали Сергей Чобан и Ирина Шипова, чья экспозиция «(Не)прикосновенный запас. Индустриальная архитектура прошлого — ресурс для будущего» включала самые разнообразные проекты преобразования, реконструкции и перепрофилирования старых индустриальных зданий, таких, как ЦСИ Винзавод, ЦСК Гараж, бизнес-центр «Фабрика Станиславского», фабрика «Красный Октябрь».

В павильоне «Green Нouse» расположена выставка, посвященная известным мировым примерам «устойчивой» архитектуры (sustainable architecture).

This browser does not support the video element.

Аввакумов считает, что в России понятие «экологичность» (или «устойчивость») пока отсутствует: «Последние годы мы жировали на нефтяных деньгах, поэтому никто не думал о том, чтобы беречь деньги и ресурсы. Не было бы счастья, да несчастье, кажется, поможет. Сейчас об этом стали задумываться». Он вывел это понятие в основную тему фестиваля — «индекс устойчивости». С одной стороны, она затрагивает устойчивость к выживанию архитектурных и строительных фирм во время кризиса, а с другой, призывает архитекторов задуматься над тем, как их проекты соотносятся с развивающимся миром. Слово «sustainable» в данном случае работает как некая планка, которую поднимают, чтобы заставить архитекторов «выше прыгать».

Юрий Аввакумов надеется, что фестиваль поможет понятию «устойчивость» укорениться в России: «Слово оказалось на языке, его все повторяют, и, может быть, оно сработает как шаманское заклинание».

 

Тата Зарубина

Обсудить на сайте