Архитекторы и дизайнеры со всей России ежегодно привозят сюда свои проекты. По словам Юрия Аввакумова, раньше этот фестиваль напоминал базар, где на прилавках были разложены непонятные простому человеку проекты, выполненные в специфической архитектурной графике. При этом на сцене плясали кубанские казаки, а на детской площадке был выстроен какой-то кораблик с изображением Путина на парусе.

Когда Аввакумову предложили курировать фестиваль, первое, что он спросил, было: «Можно ли все поменять?». Ему разрешили, и в этом году «Зодчество» выглядит совсем иначе.

В рамках фестиваля проводится множество конкурсов: на лучший проект, постройку, издание об архитектуре, фильм, детское творчество; будет роздано около 60 призов. Аввакумов говорит, что старался очистить фестиваль от излишнего пафоса и сомнительных «потемкинских» декораций. Среди нововведений — теперь жюри фестиваля еще до открытия выбирает призеров в конкурсе по проектированию, а церемония награждения пройдет в последний день «в режиме военного коммунизма: накроем столы, ведущий будет награждать победителей и, возможно, произносить тосты».

Пространство «Манежа» разделено на 12 павильонов. Главный куратор не вмешивается в происходящее внутри них: «За российскую архитектуру я не отвечаю. Я сшил этот костюм, а то, что находится под ним, это уже дело российских архитекторов». Правда, Аввакумов все же лично курировал два павильона: «Россия» и «Green Нouse».

Для павильона «Россия» был специально организован новый конкурс кураторов. Задача победителя — представлять российскую архитектуру за рубежом. «Профессии куратора нигде не учат, — говорит Аввакумов, — она складывается из опыта. Поэтому мы решили создать такой полигон, где каждый может попробовать подготовить архитектурную экспозицию».

На конкурс кураторов было прислано 24 проекта, победителями стали Сергей Чобан и Ирина Шипова, чья экспозиция «(Не)прикосновенный запас. Индустриальная архитектура прошлого — ресурс для будущего» включала самые разнообразные проекты преобразования, реконструкции и перепрофилирования старых индустриальных зданий, таких, как ЦСИ Винзавод, ЦСК Гараж, бизнес-центр «Фабрика Станиславского», фабрика «Красный Октябрь».

В павильоне «Green Нouse» расположена выставка, посвященная известным мировым примерам «устойчивой» архитектуры (sustainable architecture).

Аввакумов считает, что в России понятие «экологичность» (или «устойчивость») пока отсутствует: «Последние годы мы жировали на нефтяных деньгах, поэтому никто не думал о том, чтобы беречь деньги и ресурсы. Не было бы счастья, да несчастье, кажется, поможет. Сейчас об этом стали задумываться». Он вывел это понятие в основную тему фестиваля — «индекс устойчивости». С одной стороны, она затрагивает устойчивость к выживанию архитектурных и строительных фирм во время кризиса, а с другой, призывает архитекторов задуматься над тем, как их проекты соотносятся с развивающимся миром. Слово «sustainable» в данном случае работает как некая планка, которую поднимают, чтобы заставить архитекторов «выше прыгать».

Юрий Аввакумов надеется, что фестиваль поможет понятию «устойчивость» укорениться в России: «Слово оказалось на языке, его все повторяют, и, может быть, оно сработает как шаманское заклинание».

 

Тата Зарубина