Юрий Аввакумов переосмыслил фестиваль «Зодчество»

В московском «Манеже» открылся XVII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество-2009». В этом году его куратором впервые стал Юрий Аввакумов

Участники дискуссии: Юрий Аввакумов
Фото: Светлана Привалова/Коммерсантъ
Фото: Светлана Привалова/Коммерсантъ
+T -
Поделиться:

Архитекторы и дизайнеры со всей России ежегодно привозят сюда свои проекты. По словам Юрия Аввакумова, раньше этот фестиваль напоминал базар, где на прилавках были разложены непонятные простому человеку проекты, выполненные в специфической архитектурной графике. При этом на сцене плясали кубанские казаки, а на детской площадке был выстроен какой-то кораблик с изображением Путина на парусе.

Когда Аввакумову предложили курировать фестиваль, первое, что он спросил, было: «Можно ли все поменять?». Ему разрешили, и в этом году «Зодчество» выглядит совсем иначе.

В рамках фестиваля проводится множество конкурсов: на лучший проект, постройку, издание об архитектуре, фильм, детское творчество; будет роздано около 60 призов. Аввакумов говорит, что старался очистить фестиваль от излишнего пафоса и сомнительных «потемкинских» декораций. Среди нововведений — теперь жюри фестиваля еще до открытия выбирает призеров в конкурсе по проектированию, а церемония награждения пройдет в последний день «в режиме военного коммунизма: накроем столы, ведущий будет награждать победителей и, возможно, произносить тосты».

Пространство «Манежа» разделено на 12 павильонов. Главный куратор не вмешивается в происходящее внутри них: «За российскую архитектуру я не отвечаю. Я сшил этот костюм, а то, что находится под ним, это уже дело российских архитекторов». Правда, Аввакумов все же лично курировал два павильона: «Россия» и «Green Нouse».

Для павильона «Россия» был специально организован новый конкурс кураторов. Задача победителя — представлять российскую архитектуру за рубежом. «Профессии куратора нигде не учат, — говорит Аввакумов, — она складывается из опыта. Поэтому мы решили создать такой полигон, где каждый может попробовать подготовить архитектурную экспозицию».

На конкурс кураторов было прислано 24 проекта, победителями стали Сергей Чобан и Ирина Шипова, чья экспозиция «(Не)прикосновенный запас. Индустриальная архитектура прошлого — ресурс для будущего» включала самые разнообразные проекты преобразования, реконструкции и перепрофилирования старых индустриальных зданий, таких, как ЦСИ Винзавод, ЦСК Гараж, бизнес-центр «Фабрика Станиславского», фабрика «Красный Октябрь».

В павильоне «Green Нouse» расположена выставка, посвященная известным мировым примерам «устойчивой» архитектуры (sustainable architecture).

Аввакумов считает, что в России понятие «экологичность» (или «устойчивость») пока отсутствует: «Последние годы мы жировали на нефтяных деньгах, поэтому никто не думал о том, чтобы беречь деньги и ресурсы. Не было бы счастья, да несчастье, кажется, поможет. Сейчас об этом стали задумываться». Он вывел это понятие в основную тему фестиваля — «индекс устойчивости». С одной стороны, она затрагивает устойчивость к выживанию архитектурных и строительных фирм во время кризиса, а с другой, призывает архитекторов задуматься над тем, как их проекты соотносятся с развивающимся миром. Слово «sustainable» в данном случае работает как некая планка, которую поднимают, чтобы заставить архитекторов «выше прыгать».

Юрий Аввакумов надеется, что фестиваль поможет понятию «устойчивость» укорениться в России: «Слово оказалось на языке, его все повторяют, и, может быть, оно сработает как шаманское заклинание».

 

Тата Зарубина

Комментировать Всего 1 комментарий
о конкурсе кураторов

Конкурс кураторов, призванный определить лучший выставочный проект, достойный представлять Россию на международных смотрах" даже не претендовал на то, чтобы заменить собой единственную организацию, которая определяет куратора российского павильона в Венеции, т.е. Министерство культуры Российской Федерации. Цель нашего конкурса была простой - стать ежегодным (а не биеннальным) полигоном творчества архитектурных кураторов России (а не только Москвы). Общего у нашей конкурсной площадки с павильоном в Венеции только размер - 11х11 метров. Но, разумеется, когда конкурс проведен, и инсталляция в манежном павильоне построена, как Союз Архитекторов, так и автор может с полным правом рекомендовать ее министерским чиновникам. Поэтому в том, что в Венеции в этом году будет демонстрироваться инсталляция Сергея Чобана, есть и наша заслуга. Но прежде всего это заслуга Сергея, который, во-первых, принял участие в конкурсе и победил, а, во-вторых, пришел в министерство культуры не только с хорошей заявкой, но и с достойным спонсором. Назначенные министерством кураторы Павел Хорошилов и Григорий Ревзин оказались в ситуации, когда, отвергнув Чобана, им пришлось бы не только сочинять свою тему, конкурирующую с предложенной Чобаном, но и искать собственных спонсоров. Кураторы приняли разумное решение. К сожалению другого механизма взаимодействия с МК РФ у СА РФ нет. И вообще у министерства нет разработанного регламента выбора куратора для венецианской биеннале. Скажем, когда в 1996 году в биеннале участвовал я, а в отделе изобразительного искусства министерства работал Леонид Бажанов, то, насколько я знаю, у коллегии министерства был выбор из нескольких самостоятельных заявок. Мое предложение победило, и потом уже я самостоятельно искал спонсоров. Иногда, наличие спонсора заранее определяет выбор куратора. В последней биеннале, как и в нынешней министерство обходится даже без видимости конкурса или участия экспертов, назначая основным куратором заместителя министра культуры. Среди участников биеннале из разных стран, такая практика назначения на творческую должность чиновника является исключительной.