Линор Горалик: Цирк в Цирке
Считается, что одна из главных фишек Cirque Du Soleil — их умение делать в цирке не только цирк. Одно из предыдущих шоу было «кинематографической сагой на сцене цирка», другое — «мюзиклом на сцене цирка», еще одно — «эротическим кабаре на сцене цирка». У Varekai (нынешнее шоу в Москве — Прим. ред.) есть в этом смысле одновременно и большое преимущество, и большой недостаток: это — цирк на сцене цирка. Это представление, при всей нетрадиционности костюмов и всей театральности антуража, традиционно, как Рождество в Кембридже или Восьмое марта в бухгалтерии. Собственно, для любителей длинных слов: Varekai — прекрасный способ объяснять студентам, что такое «постмодернизм», потому что это цирковое шоу про цирковые шоу.
Фабула (крайне условная, как и положено) построена на одной из старейших цирковых метафор: «Цирк — это волшебная страна, но попадают в нее только падшие ангелы». Структура представления построена на одном из старейших цирковых приемов: перед зрителем как бы проходят «цирки народов мира», — здесь и как бы лезгинка, и как бы казачок, и как бы бои с шестами, и нанайские мальчики, и прочая, и прочая. Забавно думать, что по классическому американскому цирку Cirque Du Soleil проехался при помощи внезапной интермедии (эдакий цирк в цирке в цирке), — подчеркнуто банальной клоунады, полной шуток на генитальные темы и издевательств над главными цирковыми клише, вроде блесток, шапокляка с белым кроликом и шариков, вытащенных изо рта. Даже название шоу — цыганское («varekai» на ромском языке вроде бы означает «где угодно»). В некотором смысле, Varekai — напоминание о том, что труппа когда-то, в середине восьмидесятых, начинала в качестве площадной, и сейчас, несмотря на весь свой шумный успех, не забыла, что такое ходить на ходулях, выдыхать огонь и глотать шпаги.
Костюмы и свет — одни из самых эффектных составляющих Varekai (про костюмы известно, что они очень технологически непростые: они закрывают почти все тело, и поэтому материалы использовались не только сверхэластичные, но и легко отдающие тепло). Другой фокус (вполне распространенный в современном цирке, но оттого не менее захватывающий) — даже в традиционных номерах реквизит заменяется чем-нибудь необычным и требующим усложнения акробатической техники (отдельное восхищение вызывает актер, в качестве реквизита использующий костыли): канат и петля — сеткой, шест — раскачивающейся «бамбуковой» палкой и так далее. Третье, что заставляет думать о CdS не как о цирке, а как об акробатическом театре — живой вокал. Varekai по зрелищности гораздо беднее, чем некоторые более известные шоу Cirque du Soleil (например, лас-вегасское «O»), но это в некоторой мере придает самому посещению шоу особую прелесть: получается, что это просто цирк, но цирк, которого ты прежде никогда не видел. Varekai — это площадное представление минус площадность: все, что в «старом» цирке выглядит эффектно, но вульгарно, здесь выглядит эффектно, но красиво.