Бедные счастливые россияне
Главный психиатр Санкт-Петербурга заявил питерскому интернет-изданию «Балтинформ», что он не очень-то доверяет результатам этого опроса. Даже предположил, что россияне не счастливы, а попросту больны.
Меня, признаться, эти результаты тоже несколько удивили.
Есть такой голландский социолог Рут Венховен, он занимается исследованиями уровня счастья по всему миру уже около сорока лет. На своем сайте «Всемирная база данных счастья» он собирает и анализирует все проводимые в мире исследования на эту тему. В частности, он составил общемировой рейтинг счастья и обновляет его каждый год. В лидерах Дания и Исландия, в самом хвосте — Зимбабве и Танзания. Так вот, Россия там традиционно занимает какое-нибудь 12-е место с конца (в списке около 180 стран).
Я нашла опрос на сайте ВЦИОМа. Вопрос, который задавали социологи россиянам, звучал дословно так: «В жизни бывает всякое — и хорошее, и плохое, но если говорить в целом, вы счастливы?»
Мне кажется, что при такой постановке вопроса, каждый человек, если только он не находится в камере пожизненного заключения, ответил бы «да» или «скорее да». Стоит учесть еще, что это же не подробная беседа, а один вопрос от постороннего человека. Опросы же, на которых основаны рейтинги Венховена, устроены совсем по-другому. Чаще всего это список вопросов, по-разному сформулированных, но по сути все они об одном и том же: удовлетворены ли вы своей жизнью? Оценивать можно по десятибалльной шкале.
Тот же Рут Венховен в интервью журналу «Русский Newsweek» говорил, что счастливо живут люди в экономически стабильных странах с высоким уровнем гражданских свобод. Еще один важный показатель — отсутствие резких перепадов. То есть в странах со стабильной бедностью люди счастливее, чем в странах с нестабильных богатством.
Кажется, никакие из этих условий счастья в России не соблюдаются.
Одним словом, можете, конечно, считать, что у меня паранойя и я подозреваю статистику во всех смертных грехах, но я не верю, что в стране, где своими жилищными условиями не довольны 60% населения — это только один из факторов,— может наступить вот такое поголовное счастье. А вот в эту нашу русскую манеру на любой вопрос отвечать «ничего-ничего, не беспокойтесь» очень даже верю.