Лучшее за неделю
Борис Акимов
10 декабря 2009 г., 01:26

Игорь Ганжа и Владимир Яковлев сфотографировали сто членов клуба «Сноб»

На вечеринке в честь юбилея клуба «Сноб» в Москве Игорь Ганжа и Владимир Яковлев представят фотопортреты членов клуба, отснятые в течение года.  В предверии этого события я поговорил с Игорем Ганжой о его отношениях с фотографией и с проектом «Сноб»
Читать на сайте

— Фотография — твое увлечение, то что называется хобби?

— Ненавижу слово «хобби».

— Да, противное слово.

— Омерзительное, потому что оно предполагает легкую недозагруженность жизни и лакуны, которые нужно заполнять чем-то типа склеивания гигантских фаллосов из маленьких спичек, а лучше из спичечных головок, потому что так дольше. Фотография — один из способов жизни, один из способов получить удовольствие от жизни. Я вполне осознанный гедонист, и считаю своим святым долгом получать удовольствие от жизни. В том числе с помощью фотографии.

— А когда ты начал снимать?

— У меня первый фотоаппарат появился в далеком детстве, «Смена-6». Это школьный фотокружок. Класс четвертый, что ли. Поэтому, что такое дырка (в смысле, диафрагма), и как отличить на вкус проявитель от фиксажа, я знал с младых ногтей. Так что технически мой фотостаж измеряется десятилетиями. Но с более-менее заметной регулярностью я начал это делать лет семь назад.

— А когда осознал, что снимаешь не для себя, а для народа и для искусства?

— ...и вечности. Ты про вечность забыл. А если серьезно — такое ощущение, что это всегда чистая случайность, когда то, что делаешь для себя, становится интересным еще кому-то.

— Но не в случае с этой выставкой...

— ...нет, не в случае с этой выставкой. Здесь мы в дико выигрышном положении, потому что это будет интересно как минимум тем, кто снимался. У нас на двоих с Володей человек сто благодарных зрителей. И человек двести условно беззлобных.

— Отсняли уже 100 человек?

— Я лично снял за это время 87 человек, из которых в выставку вошли 83.

— А Яковлев сколько снял?

— Ну, он, соответственно, остальных, то есть человек 15. Я просто проект этот придумал в апреле, а Володю позвал на помощь уже сильно позже. Так что у меня была фора.

— 83 портрета — уже приличная выставка.

— А если учесть, что каждый портрет — это квадратный метр площади, впечатление усиливается многократно. Можно довольно приличную квартирку замостить фотоплиткой. Но на самом деле повторяется история про хобби. Задача не в красивом заполнении экспозиционной площади. То есть не в первую очередь. У нас, по счастью, дико сложное и интересное сообщество. И, мне кажется, крайне важно было представить разные взгляды на него. И разные способы визуализации. Так ярче, объемнее, точнее, наконец. У нас с Володей разный способ съемки, разные характеры, разные техники изучения людей. Так что два разных взгляда сделают выставку интереснее.

— Ты говоришь, что придумал проект в апреле. И что — снимал все это время?

Не совсем. Все это время я занимался проектом, да. Но снимал где-то с конца апреля по конец октября. Получается полгода. Из них, наверное, месяца два меня просто не было в России. Поэтому чистого времени я снимал четыре месяца. За это время снять 87 человек, как ты догадываешься, это, в общем...

— Это много.

— И кого-то еще надо было переснимать. То есть всего 94 съемки. Где-то 23 съемки в месяц — больше, чем рабочих дней. Это при том, что у меня параллельно происходит основная, «нефотографическая» жизнь. Так что, на самом деле, это была довольно экстремальная история.

— Тратил большое количество времени?

— Не я один. Замечательный продюсер проекта — Аня Шпакова — тратила его не меньше.

— Какие цели ты ставил?

— Главная цель была — получать удовольствие, потому что я люблю снимать людей. Для меня эта история со съемкой — история про общение. Я исходил из того, что «Сноб» собрал у себя интересных людей. Здесь нет какой-то светской гнили, нет подзадолбавшего сусального золота, гламура, здесь интересные люди. Я, собственно, в большей степени общаюсь, чем фотографирую. И камера скорее отражает процесс раскрытия человека в общении.

— Открываешь новое направление в портретной фотографии? Фотопсихологическую школу Ганжи?

— Издеваетесь над приезжими, дяденька? Нехорошо с твоей стороны. Метод, наверняка, не нов. Наверное. Но правда и то, что, да, для меня этот проект — попытка рассказать о людях. И об их сочетаниях и пересечениях. То есть о пресловутом сообществе. Дело в том, что как член клуба «Сноб» с декабря 2008 года, я именно с декабря 2008 года активно не понимал, что такое клуб «Сноб». Для людей, которых туда пригласили, у него, как у любой структуры, созданной сверху, загадочные законы. То есть тебя позвали в некий проект с уже как бы готовой системой отношений. На деле оказалось, что готовой системы нет, она строится на ходу. А раз она строится на ходу, есть и проблемы. В частности, проблема в том, что люди не очень понимают, по какому принципу они собраны, и не очень между собой общаются.

Вот у меня и появилась (не спрашивай, с чего вдруг — сам не понимаю) такая полупионерская-полуидиотская цель — поучаствовать в превращении «снобщества» в сообщество. Фотовыставка очень этому способствует: участникам есть о чем поговорить. И, главное, все, как пациенты проктолога, связаны общим интимным переживанием: всех снимали, все прошли через один и тот же ужас и позор общения с фотографами, все подставили свою нежную кожу под объектив, все пережили попытку вытащить из каждого его самого. Потому что без последнего, по моему глубокому, хоть и дилетантскому, убеждению, портрет не получится. А снимать традиционных и востребованных, например, глянц-журналами пригожих трупиков — заглаженных, закрашенных, заштукатуренных, зафотошопленных — категорически не хотелось.

— А ты думаешь о том, что в какой-то момент сможешь заниматься только фотографией, а все остальное окажется ненужным?

— Я категорически не уверен в том, что это возможно, но это было бы счастьем. Я уже говорил, что фотография для меня — это такая история, которая сама ко мне пришла. Она пришла именно с возрастом, мне это стало интересно. Меня трудно чем-то увлечь надолго, и то, что у меня этот интерес не проходит, а только усиливается с течением времени, меня дико радует. Я могу уставать от фотографии, страшно уставать, но когда я долго не снимаю, то начинаю испытывать такой немножко наркотический тремор.

— Что-то не так в жизни...

— Да, что-то не так, то ли музыки и цветов хочется, то ли севрюжинки с хреном, то ли зарезать кого-нибудь...

— Мне это знакомо. Мне тоже нужно, чтобы мольберт стоял, чтобы можно было иногда подходить.

— И можно не рисовать, да?

— Главное, чтобы он стоял: что-то там поделал — и уже ощущение причастности к процессу.

— Я понимаю, абсолютно та же самая история. Долго не снимаешь — уже начинаешь делать какие-то идиотские вещи, начинаешь людей пугать. Приходит на переговоры человек, ты сидишь, на него смотришь и: «А давайте мы вас по-фо-то-гра-фи-ру-ем». Девушки почти все сразу цепенеют, у них ощущение, что их снимают. Причем буквально. А на самом деле их пытаются снимать в худшем смысле — в фотографическом.

— Можешь вспомнить какую-нибудь историю, связанную с одной из съемок?

— Их масса. Но я же приходил снимать не как фотограф, а как одноклубник. Это другой уровень доверия. Поэтому не могу их рассказывать. Придется вспомнить нехарактерную историю. Она не про веселье на съемках, а про влияние фотографии на меня самого. Так получилось, что помимо борьбы за «фотоснобразы», я снимал еще какие-то проекты. В частности, в рамках одного из них — двух девушек, занимающихся любовью. Снимаю, и где-то на краю сознания сам себе удивляюсь: почему меня это вообще не трогает? То есть совсем, хотя это же вроде бы такая яркая и классическая самецкая народная фантазия — секс с двумя женщинами. «Она схватила ему за руку, и неоднократно спросила: "Где ты девал возбуждение"»? И такое, знаешь, появляется опасное ощущение, типа «ты, конечно, дорогой, можешь сам себе говорить, что процесс поиска красоты за кадром сильнее, чем эротические вибрации, но...» Но пару дней ходишь с подлой мыслью о как-то рановато подкравшихся необратимых возрастных органических изменениях.

А через два дня буквально уезжаю в Петербург, в свою первую на проекте фотоэкспедицию, снимать четырех членов клуба: Игоря Вдовина, Марину Олби, Самуила Лурье и Михаила Боярского. И тут картинка складывается, и ужас грядущей импотенции перестает по ночам стучать в форточку. Дело в том, что у меня абсолютно физиологический страх высоты, я долго с ним боролся, ходил, например, по высоким мостам. И единственное, чем это кончалось — доходишь, стиснув зубы, без перил на другой берег, зеленый и трясущийся, но страх не исчезает. Так вот, сессия с Боярским у нас снимается на крыше. Шесть высоких этажей старого петербургского здания, внизу — набережная Фонтанки, асфальт. То есть все, как мы любим. И я этаким гордым горцем вокруг Боярского кругами бегаю по крыше, не испытывая даже намека на страх высоты.

Получается, что сфокусированность на фотографии сильнее глупой физиологии. Никогда бы не поверил.

— А кто из членов клуба тебя как-то удивил, поразил?

— У меня, ну, практически, на 100 процентов дико позитивное ощущение от членов клуба «Сноб». И мне приятно, что я с ними в одной, пусть и в не до конца сформированной компании. Удивляло — уже постфактум, например, то, что состоялись все съемки. Все, без исключения, назначенные.

— Это не в первый раз такая большая выставка у тебя?

— Нет, «настоящих» выставок раньше не было, только домашние. Но, собственно, и эта тоже задумывалась как почти квартирная история. Потом уже, попав в мускулистые руки «Сноба», она приобрела стероидные черты. Распухла до размеров «Красного Октября». Так что это вполне можно считать дебютной выставкой. Посмотрим, что получится. Не знаю, как тебе — мне дико интересно.

This browser does not support the video element.

Фотографии, которые будут показаны на выставке, до сих пор «засекречены». Поэтому вот несколько портретов, которых вы там точно не увидите.

Обсудить на сайте