Лучшее за неделю
Линор Горалик
14 декабря 2009 г., 15:30

Линор Горалик: Не трогай сказку

Читать на сайте

На третьем этаже магазина «Сказка», открывшегося на Тверской, стоят три прекрасных, новеньких настольных футбола. Разновозрастные московские дети, бледные цветочки цивилизации, слоняются вокруг них, от вожделения засовывая в рот хрупкие холодные пальчики. На столах не играет никто: ни детям, ни родителям не приходит в голову, что это можно. И даже когда юная продавщица в новогоднем колпачке задорно спрашивает: «Ребята, кто хочет со мной поиграть?», желающие находятся далеко не сразу. Наконец красноухий худой мальчик, преодолевая робость, берется за рукоятки. Шансы в этом сражении у него невелики: юная продавщица режется не на жизнь, а на смерть, в то время как мама мальчика, при каждой попытке сына отбить нападение, взвизгивает: «Сильно не дергай! Сломаешь! Резко не крути! Сломаешь!»

«Сказка» — не только очень большой, но и очень современный магазин, построенный на сегодняшних принципах восприятия ребенка — и детства — обществом. Будучи калькой с крупных западных супермаркетов игрушек (изначально на этом месте должен был открыться филиал лондонского Hamley's, но не сложилось), «Сказка» повторяет модель, в которой ребенок выступает самостоятельным и активным потребителем — каковым он, по большому счету, уже давно и является в крупных европейских и американских городах. Не вдаваясь в подробности истории игрушек и торговли ими, можно сказать, что в последние 50 лет ребенок все меньше служит «агентом влияния» (то есть ноющим, желающим и выпрашивающим, но вполне безвольным человеком) в попытках производителей сбыть игрушки его папе и маме и все больше выступает в роли покупателя, самостоятельно принимающего решения. Во-первых, у него есть свои деньги: ежемесячно выдаваемые суммы на карманные расходы — раз, и привычка подрабатывать с ранних лет — два. А во-вторых, игрушки давно перестали быть исключительно методом поощрения послушных чад: подавляющее большинство прогрессивных родителей считает, что право выбора игрушки за ребенком и что если ее стоимость не превышает некоторой значительной суммы, то отпрыск вправе требовать тот или иной предмет для нужд собственного развития. Неважно, отдают себе в этом отчет создатели магазина «Сказка» или нет, но их детище основано именно на восприятии ребенка как самостоятельного, отдельного от родителей человека. Огромное пространство четырех этажей в центре города не имеет ни одного отдела, отравляющего ребенку походы, скажем, в обычный «Детский мир»: никакой одежды, которую тебя непременно заставят мерить, никакой детской мебели, рядом с которой родители непременно зависнут, что-то планируя и подсчитывая, пока ты от тоски заплетаешь жгутом собственные ноги в ста метрах от вожделенных машинок. И Hamley's, и Toys'R'Us, и — теперь — «Сказка» построены не на принципе «родители ведут тебя в магазин», а на принципе «ты идешь в магазин», до сих пор диковатый для обитателей бывшего СССР. В этих супермаркетах игрушек дети счастливы, а родители начинают страдать от скуки через первые же пятнадцать минут. Для ребенка здесь дел часа на два: все можно потрогать, во все можно поиграть, никто не прячет от тебя пульты от многочисленных человекообразных роботов, каждая игровая комната открыта для всех желающих, в книжном отделе можно валяться, рассматривая энциклопедии с пиратами и динозаврами, в комнате творчества — рисовать пальцами. Но при этом самый часто слышащийся возглас в этом помещении произносится взрослым голосом. Это возглас: «Не трогай!» Не трогай — испачкаешь, сломаешь, вспотеешь, прогонят, отругают, устанешь, отберут, опоздаем.

«Сказка» оказалась, вольно или невольно, не столько флагманом игрушечной индустрии в Москве, сколько флагманом определенных социальных и философских движений: можно по-разному относиться к тому, что магазины такого рода помогают в становлении ребенка как компульсивного потребителя, но в том, что они учат взрослых видеть в ребенке самостоятельного человека — большой плюс. Ребенок готов трогать, пробовать, окунать пальцы в краску, залезать верхом на ходячего плезиозавра, совать пальцы в подвижный глаз робота и обниматься с двухметровым коалой. Магазин, оказывается, тоже готов к такому поведению ребенка на постсоветском пространстве. Не готовы только взрослые.

P.S. Справедливости ради надо сказать, что у отечественных производителей игрушек, среди которых есть настоящие волшебники, к этому магазину, полному LEGO, Barbie, трансформеров и прочих чудес, наверняка имеются свои претензии.

Обсудить на сайте