Лучшее за неделю
Дмитрий Врубель
24 декабря 2009 г., 21:57

Дмитрий Врубель: При немцах, разумеется, такого быть не могло

Читать на сайте

Кража таблички Arbeit Macht Frei («Труд освобождает») с ворот бывшего нацистского концлагеря Аушвиц-Биркенау наглядно продемонстрировала, что один из крупнейших в Европе мемориалов жертв холокоста ныне фактически никак не охраняется, пишет газета The New York  Times.

По данным польских следователей, злоумышленники совершили первую попытку кражи в прошлый четверг вечером. Оказавшись у ворот лагеря, они поняли, что имеющиеся у них инструменты для работы не подходят, и отправились за другими в ближайший строительный магазин в Освенциме. Вернувшись к лагерю уже после полуночи, воры увидели, что в округе нет ни одного охранника, а камеры слежения не работают.

После этого они залезли на кованые ворота и принялись за работу. Оказалось, что достаточно было отпилить табличку лишь с одного края, а второй удалось оторвать. Воры  хотели погрузить 30-килограммовую табличку в машину, на которой приехали, но, поняв, что целиком их добыча не влезает, решили распилить ее на несколько частей. При этом последняя буква i из фразы так и осталась на месте преступления: ее попросту забыли.

Полиции удалось обнаружить части таблички в лесу неподалеку от лагеря уже в понедельник, впоследствии было задержано пятеро подозреваемых. Подробности того, как за столь короткий срок удалось найти украденное и преступников, полиция сообщить отказалась.

Тем не менее наглость, с которой была совершена эта кража, вызвала бурю негодования, как в самой Польше, так и в Израиле, где сочли этот инцидент оскорблением памяти жертв холокоста. Прокурор Артур Врона, занимающийся этим делом, назвал главным условием этого преступления «вопиющую халатность» руководства музея. По его словам, лишь отсутствие охраны позволило преступникам совершить эту кражу.

Это подтверждает и пресс-секретарь дирекции музея Ярослав Мансфель, работающий в Аушвице уже 13 лет. По его данным, бюджет всего комплекса в 2008 году составил около 6,8 миллиона евро, часть из которых жертвуют посетители. На долю польского правительства приходится около 2,5 миллиона евро. Персонал музея составляет 250 человек, из которых 50 — охранники. Расходы на штат, говорит Мансфель, съедают без малого половину бюджета. «Вы видите, мы же просто жестко ограничены в средствах», — жалуется пресс-секретарь.

Тем временем, как отмечает The New York  Times, всего за два дня до преступления правительство Германии передало 60 миллионов евро в поддержку мемориального комплекса, однако дойдут до адресата эти средства лишь в ближайшие недели.

Обсудить на сайте