Писающие младенцы, или О пользе академических изданий
Зима. Холодно. Хочется поговорить о чем-нибудь теплом, веселом и одновременно полезном. Например, об Африке. Казалось бы, что там может быть для нашего «детского» блога, кроме сакраментального: «Не ходите, дети, в Африку гулять!» Однако.
Когда у меня родилась старшая дочь, о памперсах в Союзе никто и слыхом не слыхал. Использовали многоразовые подгузники из простыней и марли. Их нужно было шить, стирать, кипятить, гладить и все такое. Очень утомительно, но куда денешься — младенцы, они писаются и какаются, это всем известно. В авторитетных изданиях сообщалось, что раньше года детей к горшку приучать бесполезно — у них еще не сформировался механизм произвольного контроля соответствующих функций. Я, естественно, и не пыталась.
Когда дочь подросла и уже вполне успешно взаимодействовала с горшком, я вышла на работу на свою кафедру эмбриологии и на обратном пути домой часто заходила в магазин «Академкниги», который располагался на Университетской набережной, недалеко от здания Двенадцати коллегий. И вот там-то и стали появляться неказистые книжки из серии «Этнография детства». Я их покупала. Очень симпатичные сборники вполне научных статей о разных обычаях в разных странах, связанных с рождением, взрослением и воспитанием ребенка. Масса интересных и неожиданных для меня фактов.
И среди них безупречно логичное, не лишенное даже специфической академической иронии сообщение из какой-то африканской страны. Матери-африканки в этой стране носят своих детей на себе до двух лет. Когда первый раз спускают их на землю, даже устраивают в селении специальный праздник. До этого ребенок либо привязан у матери за спиной, либо сидит на руках у родственников, либо играет на полу в хижине, приподнятой над землей на специальном помосте. Причина такого материнского поведения с биологической точки зрения вполне понятна — на земле в тех краях для несмышленого младенца слишком много опасностей: инфекции, змеи, скорпионы, ядовитые насекомые. Таким образом, младенец всегда с матерью, всегда спокоен, видит и слышит то же, что и она. И в результате (психологи установили это еще в конце XIX века) до двух лет маленькие африканцы развиваются значительно быстрее, чем европейские дети. Именно из этих психолого-этнографических исследований изначально растут ноги у «передовых» педагогических идей об обязательном таскании новорожденных детей в «кенгурушниках» и тому подобных вещах. Но надо учесть традиции: в два года африканка торжественно спускает своего ребенка на землю и фактически больше его развитием специально не занимается. А европейского ребенка как раз в этом возрасте и начинают конкретно развивать. И впоследствии часто уже не могут остановиться.
Но как же у африканских младенцев насчет пописать и покакать? Если функция и вправду неконтролируемая, то мамам-африканкам не позавидуешь — жара, мухи, воды мало, никаких тряпок не напасешься. И вот этнографы из академического сборника мне невозмутимо сообщают: младенец у этого народа всегда чистый и сухой, потому что как максимум к месячному возрасту мама обучает его писать и какать по ее команде. Есть у них такая специальная методика. Оп-па!
Я очень удивилась, не поняла, кто же прав, но само противоречие запомнила. Потом ко всему этому добавился еще и изданный в перестроечные годы папа Фрейд, с его невротично-сложными взаимоотношениями между горшком, родителями и ребенком. У меня в голове все совсем запуталось!
А потом у меня родился младший сын. Это было в 1991 году. Роддома стояли пустые, такие же, как прилавки магазинов. Пеленки, распашонки и т. д. новорожденному собирали по одной: приезжали подруги и привозили — у кого что осталось от своих детей. А тряпочки-подгузники? Ни простыней, ни марли нет и в помине.
И тут я вспомнила об академических книжках про этнографию детства. Почему бы и нет? Не без труда отыскала их на полках, нашла статью, прочитала внимательно. Методика была описана скупо, буквально в двух словах. Но что ж с того? Как биологу мне в общем было все понятно: фиксированная поза, формирование условного рефлекса по Павлову. Скажу сразу: к месяцу у меня не получилось, только к трем. Но я все равно гордилась собой: ведь у африканок-то — непрерывная традиция, а я работала всего лишь с литературными источниками. И после трех месяцев мой сын не намочил ни одной пеленки или ползунков! Даже педиатры не верили, но этнометодика оказалась вполне рабочей. Очень удобно. Правда, я так и не поняла, где здесь место для З. Фрейда, но ведь он не про африканцев и писал.
Еще про памперсы. Раньше всех (задолго, задолго до европеоидов!) их придумали чукчи, эскимосы и прочие народы Севера (вот ведь, все равно зима вылезла, как ни старалась про жаркую Африку!). При морозе сорок градусов младенчика не очень-то разденешь. Поэтому в меховом комбинезоне у их ребятишек в соответствующем месте есть специальный карман, куда пихают гигроскопичный мох или лишайник. Такой «памперс» северные люди иногда меняли раз в три дня, и носили их детки лет до пяти.
А современные памперсы при их регулярном употреблении задерживают речевое развитие детей — месяцев так на четыре-шесть, если в среднем. Все детские психологи это знают, но прочитать об этом нигде нельзя. Догадываетесь, почему? Причина задержки развития понятна (привет Фрейду!): формирование любого контролирующего механизма развитие стимулирует. А контроль естественных отправлений как раз один из самых древних тренажеров, вмонтированных в становление нашей личности. Если посмотреть на старые (допамперсные) логопедические таблицы по развитию речи (у нас в поликлинике они сохранились), то видно, что их нормативы уже ничему в реальности не соответствуют. Дети в среднем стали начинать говорить позже. Да я и сама это заметила — на своих клиентах. Но, может быть, в этом и нет ничего плохого? Наговорятся еще.