Лучшее за неделю
Наталья Конрадова
6 февраля 2010 г., 10:05

Две истории про домашнее обучение

Читать на сайте

Андрей Великанов (Москва). Сыну 11 лет

Арсений Великанов

Когда мы серьезно стали думать о будущей школе, Арсению было четыре года. И в этом юном возрасте он оказался на подготовительном отделении в 57-й школе. Сын проучился там два года, а потом нам отказали в поступлении. Завуч сказала мне примерно следующее — ваш сын не подходит для нашей школы, потому что у нас все дети ориентированы на социальный успех и соревнование, они постоянно меряются друг с другом различными качествами и мечтают поступить после школы в хорошее учебное заведение — Оксфорд, Кембридж и так далее. А вашему сыну ничего не надо, он и так счастлив. То, что мы два года старались, а нам отказали, меня, конечно, напрягло.

Арсений пошел в первый класс в школу с углубленным изучением немецкого языка недалеко от дома. В начале второго класса появилась учительница немецкого, некоторые приемы в ее работе мне показались странными. Например, детям, которые вообще еще не знали ни одной буквы вне русского алфавита, предлагали переписывать по несколько страниц немецкого текста — как арабскую вязь, ни слова не понимая. Наверное, это была передовая методика — учительница была почетная, заслуженная. Я понаблюдал за этим процессом и решил пойти спросить, что она имеет в виду. Сказал ей, что я и сам говорю по-немецки, а, кроме того, прекрасно знаю своего сына, и у меня есть представления о том, что ему нужно. В общем, я родитель, который хочет принимать активное участие в обучении своего ребенка. Она разговаривала со мной в довольно грубой форме, а в результате произнесла: «Не нравится — тогда сами учите».

И это был ключевой момент, я подумал — почему бы и нет? Но сначала был разговор с завучем, потом с директором, потом «телега» в департамент образования... Но это сгоряча, потому что систему образования телегами не исправишь. Пришло понимание: некомпетентность учителей в некоторых случаях — вопиющая. За редким исключением, они совершенно безграмотны, какой предмет ни взять. Я такому учителю отдать своего ребенка не могу.

А потом я всерьез заинтересовался проблемой домашнего обучения и стал читать статьи о том, как оно устроено, и об опыте других родителей. Выяснилось, что наша страна в этом смысле — чуть ли не самая толерантная в мире благодаря закону, который был принят в 1992 году. Допускаются три формы обучения — очная, домашняя и экстернат (а в Германии, например, допускается только очная форма).

Но все равно было очень страшно — в моей семье и в семье моей жены такого опыта не было. Тогда я нашел Игоря Чалковского — человека, который начал бороться с советской школой за право родителей учить своих детей еще в начале 1980-х годов, когда все подобное было запрещено. Чалковский сказал мне, что нам очень повезло, что нас не взяли в 57-ю школу. Механизм достижения социального успеха устроен таким образом, что ребенок должен находиться в постоянном напряжении, а победа в соревновании достигается не только за счет своих качеств, но и за счет того, чтобы унизить другого. И это самое чудовищное преступление в системе нашего образования.

И вот тогда мы все втроем (мама, папа и сын) посовещались и решили — будем учиться дома. Теперь уже у нас большой опыт, Арсений весной в свои 11 лет сдаст экстерном экзамены за шестой класс. Но когда кому-нибудь говоришь про обучение вне школы, незамедлительно следует вопрос — а как же социализация? Отвечаю — на мой взгляд, в нашей стране так долго всех социализировали, что полезно вырастить хотя бы одно поколение абсолютно асоциальных и даже девиантных людей. Тогда, может быть, что-то изменится и слово «личность» перестанет быть пустым звуком. Сейчас социализация такая жесткая, что она калечит детей. Когда их сгоняют в классы и сажают вместе — это ведь не их решение. Но они обречены на длительное ежедневное общение именно с этими людьми. Для детской психики это необычайно сложно. Родители привели ребенка, педагоги взяли, а другие дети сели рядом — и он ничего не может изменить целых 11 лет.

Нам не нужно готовиться ни к армии, ни к тюрьме, ни к работе в каком-нибудь муравейнике — в офисе или на заводе. Мы люди творческие, и ребенок уже вполне сознательно выбирает себе творческую профессию. И я вижу, как он общается с другими детьми в нескольких кружках, которые он имеет время посещать, или летом на даче — легко сходится, хотя и не стремится к лидерству; избегает конфликтов. Мне это нравится.

У нас нет обязательного категорического решения по поводу домашнего обучения. Мы нашли одну хорошую школу, и это один из вариантов, как будут развиваться события. Окончательное решение будет принимать сын.

Марина Фейгельман (Калифорния). Дети Арина (10 лет), Яша (8), Ефрем (6)

Арина, Яша и Ефрем наносят растительные пигменты на хроматографическую бумагу

Школа отнимает очень много времени. Наша районная младшая школа как раз «хорошая»: это значит, что туда ходят хорошие дети благополучных родителей, и что большинство учителей — любящие детей тетеньки, которые решили поработать. Однако учат их мало, интеллектуально недогружают, морочат голову воспитанием гражданских качеств и все время дергают. Моя дочь скучала, потому что ничем не могла заняться: только увлечешься, как пора переключаться. Кроме того, меня раздражает и изумляет, когда посторонние люди лезут в душу и призывают к совести. Школа много на себя берет. Например, в ней постоянно проводят разбор возникающих ситуаций. Один мальчик пнул другого. Обоим долго мотают душу — как им следовало себя вести, чтобы не допустить эскалации конфликта. Это полезно, конечно. Но, во-первых, я не всегда согласна с их идеями; во-вторых, если бы они не были вынуждены иметь друг с другом дела, проблема бы не возникла; в-третьих, бывает так, что один прав, а другой нет — но это, кажется, вообще никого не интересует. Сбор денег на жертв землетрясения. Сбор денег на подарок учительнице. Празднование национальных праздников всех национальностей. Непрерывное сюсюканье, обязывающее к кооперации. Все очень мило и приучает к местным, весьма успешным нормам сосуществования в микрообществе. Но все неизбежно и насильственно, что практически обесценивает все плюсы. Начальная школа держится на постоянном присутствии женской агрессии, и мне не хочется, чтобы мои дети этому подвергались.

По моим представлениям, что именно дети выучат в начальной школе, не так важно. В русской школе проходили сперва историю древних веков, потом — отечества. Здесь, наоборот, сперва местная история. У нас были уравнения в третьем-пятом классе, здесь — в восьмом, зато множества вводят в четвертом. Это подсказывает, что порядок не очень важен. Важна адекватная нагрузка и адекватные, то есть, сильно завышенные, ожидания.

Идеальная школа начинается лет с 11-12, когда детям нужна самостоятельность, круг общения, ролевые модели, случайные стимулы, не пришедшие в голову родителям, поводы для агрессии, наконец. Начальная школа просто не нужна низачем, кроме присмотра за детьми, пока работают родители. Мои дети ходили в школу учить английский, потому что дома мы говорим по-русски. Младший, впрочем, в этой обстановке процветает, не знаю, будем ли забирать. Он любит соревнования, взаимопомощь и пение хором — такой характер.

Что касается программы, то мы вынуждены, в качестве контракта со школой, следовать официальной программе. На это у нас уходит три (умеренно неприятных) дня в месяц: мы быстренько знакомимся с каким-нибудь фрагментом истории Калифорнии и быстренько пишем отчет по какому-нибудь случайному эксперименту. В действительности мы занимаемся математикой по условно-школьной удаленной программе (параллельно 6, 7 и 8-й класс ), читаем и разговариваем, о чем придется. Довольно много занимаемся спортом. Пишем недостаточно.

Нешкольники делятся на три типа: те, кто считают, что школы недостаточно хороши для их детей, те, кто считают, что их дети недостаточно хороши для школы, и религиозные фанатики, которые считают, что в мире вообще все неправильно, а в школе научат сатанизму и телевизору. При этом надо понимать, что и идейные хиппи, и активисты за права меньшинств, и либертарианцы на профессорских позициях, должно быть, относятся к этой последней категории религиозных фанатиков. Наша семья относится к последней категории.

Обсудить на сайте