Лучшее за неделю
Евгения Кандиано
13 февраля 2010 г., 10:00

Евгения Кандиано: Почему человечество не сторчалось

Читать на сайте

Сегодня я хочу рассказать о двух свежих научных работах, которые дополняют друг друга, как розы и морозы. Они исследуют источники удовольствия, локализацию удовольствия в мозге, носитель удовольствия и реакцию на удовольствие. Одно исследование было сделано на крысах, другое — на людях. На «Снобе» часто обсуждалось в том или ином контексте, что счастье — понятие эфемерное и что хорошо бы найти средство, чтобы его задержать подольше. И вот ученые его нашли — надежный, доступный каждому и очень естественный способ жить с ощущением счастья. Оказывается, все очень просто. Каждый из нас наделен от природы удивительной потребностью — потребностью к приобретению нового опыта и новых знаний. Но поскольку любое наше чувство и ощущение имеет биохимическую основу, то его, соответственно, можно померить, а также установить его локализацию в мозге — откуда, собственно, идет сигнал и как он регулируется. Природа устроила нас так, что каждое наше, пусть даже маленькое и скромное, умственное усилие довольно щедро вознаграждается — наш мозг в ответ вырабатывает дофамин, гормон радости и удовольствия. Вы можете это приравнять к некоему естественному наркотическому воздействию, тем более, что аналоги среди наркотиков у дофамина есть.

Однако мы все индивидуальны — и дофамин вырабатывается у нас не в равной степени. В серии экспериментов ученые предлагали добровольцам различные тесты на приобретение нового опыта и в это время картировали зоны головного мозга, в которых дофамин был активен, а также его уровень. Оказалось, что уровень дофамина намного выше, а его локализация намного обширнее у тех людей, которые проявляют большую тягу к познанию нового (эти черты выявляли стандартными психологическими тестами). Словом, познание нового — сильный внутренний стимулятор, который нам всем присущ, кому-то больше, кому-то меньше, но для всех это важный фактор мотивации. Может ли быть, что именно тяга к чудесам, к открытиям и есть тот главный фактор, который противостоит соблазну синтетических наркотиков, таких как героин и кокаин? Ведь люди столкнулись с ними относительно недавно; их действие в сотни раз сильнее природных наркотиков, поэтому естественно задаться вопросом: почему люди до сих пор не стали массовыми их потребителями?

Чтобы ответить на этот вопрос, расскажу про недавно опубликованные эксперименты с крысами. Крысам, кстати, я бы поставила памятники в каждом городе — эти маленькие умные зверьки являются классическом объектом экспериментов, которые служат в конечном итоге для того, чтобы понять, как работает человеческий организм, но порой бывают довольно жестокими. Крысам бы легче от памятников не стало, но, возможно, у людей сформировалось бы к ним более уважительное, бережное и благодарное отношение. Но вернемся к научной работе — в данном случае крыс подкалывали кокаином, некоторое время приучали к этим уколам. А потом предлагали выбор между кокаином и исследованием какого-либо нового объекта. Вообще, животные очень любознательны. Подбросьте вашей кошке или собаке новую игрушку, и она будет развлекаться целый вечер, подложите хомячку в клетку несколько трубок — он не успокоится, пока несколько раз по ним не проберется туда и обратно, высыпьте перед вороной кучу какой-нибудь разнообразной мелочи — и она будет разбирать ее клювом, выискивая что-нибудь для себя привлекательное. То же самое предлагали крысам: новый объект — в данном случае для этого годилась, например, скатанная в шарик газетная бумага, пластиковая трубка, белый носочек — все это оказалось интригующим и привлекательным. Привлекательным настолько, что крысы их предпочитали кокаину, к которому они уже успели привыкнуть. Дело в том, что они могли на выбор зайти либо в одно помещение, где привыкли получать кокаиновую дозу, либо в другое — туда, где их ждало Непознанное. Крысы выбирали другое — так велика была их любознательность.

Это наводит на мысль, что и людям при наркотической зависимости можно предлагать вместо медикаментозного лечения возможность нового опыта — ныряние с аквалангом, например, или рафтинг, или скалолазание — мало ли на свете интересных вещей. Эти методы были бы не только очень эффективны, но и дешевы по сравнению с традиционными. Однако следует отметить, что те крысы, которым подкалывали максимальную дозу кокаина (20 и 30 мг/кг), и те, которых держали на кокаине долго (4 недели), уже, к сожалению, не демонстрировали предпочтения ни к какому из помещений — им даже за кокаином было лень двигаться. Выводы можете сделать сами.

А вас, дорогие читатели — что сильнее всего вштыривает в этой жизни? Что же, что может быть интереснее кокаина?

Обсудить на сайте