Максим Сырников: Постное масло
Сейчас это звучит и смотрится забавно, как анекдотец. С чьей-то легкой руки картинка долго гуляла по блогам, веселя насмешников и острословов.
Не то нынче время. Про нынешних конопляных рекордсменов напишут разве что в криминальной хронике.
А задолго до «Огонька», в веке восемнадцатом, русское конопляное волокно и масло в большом количестве покупали европейские страны. Ведь коноплю в России сеяли повсюду, вплоть да самого русского Севера. Не ленились делать из нее пеньку — размочив предварительно в воде, разминали в специальных мялках, трепали и пряли. Что такое «волк железный, хвост конопляный?» Это иголка с ниткой.
Из мужских, более грубых растений делали посконь. То самое «посконное», из грубого волокна, использовалось лишь для изготовления мешков и на покрытие для шуб и зипунов.А из семян выжимали, «били» масло. Где-то для этого использовались более прогрессивные прессы. А в Тверской губернии, к примеру, в ходу были так называемые бойники. Домашний бойник вырезался из плотного дерева, в виде двух досок-«ладошей», находящихся под острым углом одна к другой. С помощью клиньев ладоши сдвигались и давили масло из конопляных зерен, уложенных промеж ладош в мешок.
Перед тем как растолочь коноплю, ее надобно слегка обжарить. Точно так же, как в азиатских странах редко когда станут давить кунжутное масло без предварительной обжарки семян, так и русская хозяйка коноплю сперва обжаривала.
Василий Александрович Преображенский, исследователь русского сельского хозяйства середины XIX века, описывал этот процесс так: «Поджаренная конопля высыпается в корыто и тщательно растирается в нем руками. Подливаемая в эту смесь потихоньку теплая вода содействует образованию масла. Как только стряпуха (этим занимаются женщины) заметит, что масса конопли, называемая масленкой, при перетирании начинает испускать между пальцев руки масло, то ставит масленку в горшке опять в печь, разогревает ее, высыпает в трехугольный холстинный мешок и кладет в бойник между ладошами. А мужчина или другая женщина заколачивают клинья бойника обухом топора».
Конопляным маслом, а еще и льняным русский человек столетиями сдабривал постную пищу. Это потом уже появилось подсолнечное, из завезенного американского растения. Но и оно полюбилось нам, став вполне уже родным продуктом.
Вот что пишет в своем словаре Владимир Даль: «масло постное, растительное, выгнетаемое из семян: масличное, оливковое, которого лучший сорт прованское, худший деревянное; из Азии привозят кунжутное; у нас добывают: миндальное (редко), подсолнечное, горчичное, сурепное (рыжиковое), маковое, льняное, конопляное или собственно постное».Обратили внимание на это «конопляное, или собственно постное»?
Сдобренные конопляным маслом соленые грибы среди прочих постных яств перечислены в Домострое. А уж упоминаний этого продукта в приходных монастырских книгах и прочих сохраненных документах XV-XVIII веков не счесть.
И еще один непременный спутник православного поста — конопляное молоко. Или конопляный сок, как вам угодно. Как и маковое молоко или более дорогое миндальное, заменяло оно скоромное молоко в кашах и киселях, служило подбелкой для щей.
Коноплю мы с вами уже почти потеряли. Этот древний русский продукт, без вины виноватый, попал у нас под запрет. Очень боюсь, что и мак в скором времени запретят. Ведь запретить легче легкого. А объяснения всегда найдутся, самые убедительные и доходчивые.
Я никогда не выступлю за легализацию наркотиков, даже самых легких. Я хочу вернуть доброе имя конопле.