Лучшее за неделю
Дмитрий Врубель
24 февраля 2010 г., 17:30

Дмитрий Врубель: Современное искусство в России вызывает агрессию

Читать на сайте

Двоесловие — прямой перевод слова «диалог» на русский. Мне кажется, куратор Гор Чахал названием выставки хочет сказать, что мы говорим с церковью об одном и том же, но на разных языках.

Для выставки выбран храм Св. мученицы Татьяны — прежде всего потому, что это университетский храм, люди там образованные. Причем выставка будет не в самой церкви, а в предбаннике, отделенном от алтаря стеной. В прошлом году в передаче Александра Архангельского на «Культуре», где разговор велся вокруг «Евангельского проекта», настоятель этого храма протоиерей Максим Козлов неожиданно для нас сказал, что ничего ужасного в проекте не видит. Наверное, батюшка понимает, что надо попытаться найти общий язык с художниками, хотя бы для того, чтобы не было войны.

После драматических событий 1998 года с Авдеем Тер-Оганьяном, когда его начали преследовать за его художественную акцию, фактически заставили эмигрировать и стать политическим беженцем, а также после погрома на выставке «Осторожно, религия!» и судебного дела в связи с выставкой «Запретное искусство», перед частью художников встал вопрос выбора. «Хорошо, они на нас напали, ну а что дальше? — спросили они себя. — Будем теперь все время воевать?» Тер-Оганьян решил для себя этот вопрос однозначно: да, они враги, будем воевать. У Гора другая позиция: воевать не надо, надо искать общий язык.

Насколько я понимаю, христианство все же «за любовь». Я себе не представляю Христа, пишущего на дворце Ирода «Ирод дурак!». Он не призывал никого убивать, не ходил в суд, чтобы посадить кого-то вроде Андрея Ерофеева, куратора выставки «Запретное искусство», за решетку. Нет, он прощал своих обидчиков. Если мы христиане, мы должны брать с него пример.

Русский православный храм до сих пор остается закрытым пространством. Католический храм открыт для выставок, протестантский храм открыт для выставок, греческий православный храм открыт для выставок. Такое отношение к церковному пространству, как в России, есть, наверное, только в православном Израиле. То есть у нас храм — что-то вроде Центрального дома литераторов в советское время, куда ходят только писатели и их друзья. В Германии, например, нужны очень веские причины, чтобы гражданину страны отказали в проведении выставки в церкви. Церковь живет на деньги от налогов всех граждан, и церковное пространство доступно для налогоплательщиков. У нас же церковь живет на свои, поэтому даже разговора о том, чтобы заниматься в храмах чем-нибудь помимо молитвы, не может быть.

Нельзя не признать, что в России в ХХ веке с православной церковью поступили примерно так же, как с евреями в Германии, но я все равно не могу понять, почему современное искусство в России вызывает такую агрессию и непонимание, в том числе со стороны верующих.

Причем ненависть питают не только пожилые люди. Вот юзер dobrokhotov в ЖЖ сравнивает работы современных художников с картинами, нарисованными слоном или сумасшедшим.

Нас — тех, кто рисует и покупает нарисованное — какие-то ничтожные проценты в мире. Нет, именно наша микроскопическая тусовка вызывает такое возмущение! Придут 30 тысяч на «Винзавод» — все в восторге. А сравните с каким-нибудь «Аватаром»! Именно наше маленькое сообщество вызывает такое противодействие. А ведь мы даже не евреи в начале ХХ века, которые всем мозолили глаза.

В Москве выйдешь на улицу: где современное искусство? Нет его. В Берлине одних «винзаводов» штук десять. Там тысяча галерей, десятки тысяч художников. В любой турецкой закусочной есть современное искусство. А у нас десяток галерей и двадцать художников на 145 миллионов населения.

Я не понимаю, зачем идти и смотреть на современное искусство, если оно тебе не нравится. Вот мне не нравится говно. Я не люблю его есть, нюхать, смотреть на него. Нет, я пойду, найду говно и буду есть его, давиться, блевать и приговаривать, какое же оно отвратительное и вонючее. Конечно, я не буду этого делать.

А эти — пожалуйста, идут, давятся современным искусством, которое им отвратительно. Видимо, опять в России искусство больше, чем искусство, а не просто живопись, архитектура или скульптура.

Поэтому думаю, что выставка в церкви Св. мученицы Татьяны снова вызовет чудовищный скандал. Либо ее не откроют, либо придут хоругвеносцы и что-нибудь устроят.

Обсудить на сайте