/ Москва

Дмитрий Врубель: Не понимаю, почему современное искусство в России вызывает такую агрессию

Наш с Викой Тимофеевой «Евангельский проект» выставят в церкви. На выставку «Двоесловие/Диалог» Гор Чахал пригласил нас еще в ноябре, и мы с удовольствием согласились. Это с советских времен, вероятно: если предлагают выставиться, надо выставляться в любом месте. Тем более что для современного искусства не бывает подходящих и неподходящих территорий, его задача — либо вписаться в пространство, либо существовать вопреки ему

Иллюстрация: Игорь Скалецкий
Иллюстрация: Игорь Скалецкий
+T -
Поделиться:

Двоесловие — прямой перевод слова «диалог» на русский. Мне кажется, куратор Гор Чахал названием выставки хочет сказать, что мы говорим с церковью об одном и том же, но на разных языках.

Для выставки выбран храм Св. мученицы Татьяны — прежде всего потому, что это университетский храм, люди там образованные. Причем выставка будет не в самой церкви, а в предбаннике, отделенном от алтаря стеной. В прошлом году в передаче Александра Архангельского на «Культуре», где разговор велся вокруг «Евангельского проекта», настоятель этого храма протоиерей Максим Козлов неожиданно для нас сказал, что ничего ужасного в проекте не видит. Наверное, батюшка понимает, что надо попытаться найти общий язык с художниками, хотя бы для того, чтобы не было войны.

После драматических событий 1998 года с Авдеем Тер-Оганьяном, когда его начали преследовать за его художественную акцию, фактически заставили эмигрировать и стать политическим беженцем, а также после погрома на выставке «Осторожно, религия!» и судебного дела в связи с выставкой «Запретное искусство», перед частью художников встал вопрос выбора. «Хорошо, они на нас напали, ну а что дальше? — спросили они себя. — Будем теперь все время воевать?» Тер-Оганьян решил для себя этот вопрос однозначно: да, они враги, будем воевать. У Гора другая позиция: воевать не надо, надо искать общий язык.

Насколько я понимаю, христианство все же «за любовь». Я себе не представляю Христа, пишущего на дворце Ирода «Ирод дурак!». Он не призывал никого убивать, не ходил в суд, чтобы посадить кого-то вроде Андрея Ерофеева, куратора выставки «Запретное искусство», за решетку. Нет, он прощал своих обидчиков. Если мы христиане, мы должны брать с него пример.

Русский православный храм до сих пор остается закрытым пространством. Католический храм открыт для выставок, протестантский храм открыт для выставок, греческий православный храм открыт для выставок. Такое отношение к церковному пространству, как в России, есть, наверное, только в православном Израиле. То есть у нас храм — что-то вроде Центрального дома литераторов в советское время, куда ходят только писатели и их друзья. В Германии, например, нужны очень веские причины, чтобы гражданину страны отказали в проведении выставки в церкви. Церковь живет на деньги от налогов всех граждан, и церковное пространство доступно для налогоплательщиков. У нас же церковь живет на свои, поэтому даже разговора о том, чтобы заниматься в храмах чем-нибудь помимо молитвы, не может быть.

Нельзя не признать, что в России в ХХ веке с православной церковью поступили примерно так же, как с евреями в Германии, но я все равно не могу понять, почему современное искусство в России вызывает такую агрессию и непонимание, в том числе со стороны верующих.

Причем ненависть питают не только пожилые люди. Вот юзер dobrokhotov в ЖЖ сравнивает работы современных художников с картинами, нарисованными слоном или сумасшедшим.

Нас — тех, кто рисует и покупает нарисованное — какие-то ничтожные проценты в мире. Нет, именно наша микроскопическая тусовка вызывает такое возмущение! Придут 30 тысяч на «Винзавод» — все в восторге. А сравните с каким-нибудь «Аватаром»! Именно наше маленькое сообщество вызывает такое противодействие. А ведь мы даже не евреи в начале ХХ века, которые всем мозолили глаза.

В Москве выйдешь на улицу: где современное искусство? Нет его. В Берлине одних «винзаводов» штук десять. Там тысяча галерей, десятки тысяч художников. В любой турецкой закусочной есть современное искусство. А у нас десяток галерей и двадцать художников на 145 миллионов населения.

Я не понимаю, зачем идти и смотреть на современное искусство, если оно тебе не нравится. Вот мне не нравится говно. Я не люблю его есть, нюхать, смотреть на него. Нет, я пойду, найду говно и буду есть его, давиться, блевать и приговаривать, какое же оно отвратительное и вонючее. Конечно, я не буду этого делать.

А эти — пожалуйста, идут, давятся современным искусством, которое им отвратительно. Видимо, опять в России искусство больше, чем искусство, а не просто живопись, архитектура или скульптура.

Поэтому думаю, что выставка в церкви Св. мученицы Татьяны снова вызовет чудовищный скандал. Либо ее не откроют, либо придут хоругвеносцы и что-нибудь устроят.

Комментировать Всего 13 комментариев

Жизнь тяжелая. Много агрессивных. Поэтому и вызывает.

Я не говорю только о "простых" людях. Я говорю и об "элите". 

Дмитрий, а живет ли церковь на деньги налогоплательщиков в Германии? Я например точно знаю, что на мои деньги ни Англиканская, ни Католическая церкви в Лондоне не живут (ну кроме десяти фунтов, которые я оставляю там на Рождество или на Пасху).

А что касается Православной церкви, может дает о себе знать то, что в советские годы она была специальным отделом КГБ и может до сих пор им во многом и осталась? Там же не до открытости мыслей...

В Германии Церковь (католическая и протестанская в том числе) получает в том числе деньги налогоплательщиков.

Дмитрий, очень интересно.

Не поленился поискать как финансируется Англиканская церковь. Вот результат:

Годовой бюджет АЦ - около 1 млрд. фунтов. Складывается из:

- Подаяния прихожан и посетитлей - 750 млн.

- Доходы от управления активами - 160 млн.

- Доходы от резервных фондов (???) - 100 млн.

- Доходы от свадеб, похорон и других ритуалов - 30 млн.

Знаю, не по теме, но все же интересно.

Удачи с выставкой!

довольно странное заявление про отдел кгб. с учетом того огромного количества православных, которых советы просто вырезали, уничтожили.

а брежневские времен кгб одинаково присутствовало в церкви, в университетах, в нии и прочих любых общественных институтах.

Дмитрий, а проект Ваш просто прекрасный. И в церкви он будет отлично смотреться. Правда, это не оменяет того, что хоругвеносцы могут придти и устроить что нибудь неприятное.

Дорогой Борис, конечно, Вам виднее, а я просто высказал предположение почему замечательной выставке ставят препоны. Я все же разделяю церковь как институт от верующих, использующих этот институт для богослужения. Но если обидел Ваши православные чувства, то искренне приношу извинения.

Дорогой Саша, никаких обид, конечно же! 

Возрастные ограничения в нелюбви к современному искусству, Дмитрий, конечно же не причем. Здесь задействованы другие рычаги. Все неизвестное вызывает страх, который порождает агрессию, это то что называется ксенофобией. В России последняя возведена в ранг мировоззрения (ну, вот такая историческая особенность). Так что с этим необходимо смириться и продолжать жить. Собаке лаять - каравану идти.

пс: кстати, пример с "г..ом" именно в этом свете - красочный, но ничего не объясняющий, ибо то о чем говорите вы хорошо известно и понятно, потому и реакция на него единственно правильная - пойти дальше

НЕ ХОЧУ ИСКУСТВО ВОПРЕКИ!
"Нас — тех, кто рисует и покупает нарисованное — какие-то ничтожные проценты в мире"

Дима, вообще вся история искусства - это продукт жизнедеятельности очень небольшой группы людей. Арт, музыка, режиссура, литература и прочее появились и живут, как результат их выделений-вдохновений. Возможно, слишком натуралистично, но пример с говном имеет непосредственное к теме отношение. Собственно, вся история и есть побочный продукт миллиардов биографий, но культура поражает именно тем, что ее, казалось бы, гигантская пирамида выстроена не бессчетным числом рабов, а "малой кучкой" странных, чудаковатых, эпатирующих все и вся представителей меньшинства. В ретроспективе, сколько их было? Днем с огнем не найдешь.

А почему не спросить мнения Охлобыстина об этом?

Как он интерпретирует православную "охранительную" тенденцию, действительно, весьма агрессивную? Впрочем, страна и правда ксенофобская и ничего "ино" не приемлет... Я за то, чтобы любое искусство выставлялось там где есть возможность - и в церкви тоже, но скандал будет точно. И объяснить, что витражи Шагала - тоже был авангард в свое время - невозможно.