Лучшее за неделю
Ася Долина
16 марта 2010 г., 10:00

Шесть колыбельных и одно пояснение

Читать на сайте

Наедине с ребенком, в потемках, когда глаза уже отчетливо различают предметы, пытаешься укачивать его звуком. С трудом, словно начинающий канатоходец, балансируешь на грани шепота и пения. Успех — это если и успокоил, и успокоился. Но бывает, что в раздражении замолк. Вот вам и проблема — пойди, научись петь колыбельную. Ни на уроках труда в школе, ни даже на курсах по подготовке к материнству не учат петь тихо, монотонно, музыкально, повествовательно и, главное, умиротворяюще. Начинающий родитель лицом к лицу с мастерством древним, почти неведомым ему.

Младенчик, которому поют колыбельную, еще практически не имеет культурного опыта и во многом остается во власти биологических ритмов. Поэтому колыбельная должна быть в первую очередь ритмичной — это успокаивает. «Овладевать искусством», мне кажется, как раз не надо. Это лишний напряг для матери, которая и так на гормональном взводе после родов. Петь (мурлыкать, проговаривать, даже пристукивать и т .д.) — нужно то, что приятно и естественно для матери (или другого исполнителя колыбельной), что гармонизирует ее собственное состояние, передающееся ребенку. Хочется отметить один момент, о котором часто забывают: колыбельные могут быть не только «снотворными». Песни для «спокойного бодрствования» тоже очень конструктивны. Мама занимается своим делом невдалеке от кроватки ребенка, при этом с удовольствием напевает. Он спокоен, уверен в себе, хорошо себя чувствует.

Я подумала: хорошо бы взять мастер-класс. И пошла по городу в поисках поющих знакомых. Просила представлять себе, что на улице звездная ночь, а рядом в кроватке — кто-то в пижаме.

Алексей Паперный (создатель группы «Паперный ТАМ»): «У меня вообще две колыбельные песни, но я хочу спеть именно это. Возможно, это вообще лучшее из того, что я написал, потому что я даже не могу толком объяснить, как она создалась, эта дачная песня...»

This browser does not support the video element.

Евгений Цыганов (актер театра «Мастерская Петра Фоменко»): «Я мало знаю песен. "Спят усталые игрушки" мне никто не пел, я сам ее выучил, когда смотрел телик. Не помню, чтобы я пел ее своим детям... Щас спою».

This browser does not support the video element.

Мириам Сехон (солистка группы «ВИА Татьяна»): «Иврит я почти не знаю, так что мне мама на бумажке выписала слова, и я выучила, как могла, поправив в некоторых местах произношения. Мелодия мне знакома с пеленок, так как ее пели на ночь мне самой».

This browser does not support the video element.

Павел Баршак (актер театра «Мастерская Петра Фоменко»): «Эту песню я пел и пою обоим своим сыновьям — Федору и Фоме. Они, как правило, быстро под нее засыпают».

This browser does not support the video element.

Лера Коган (клавишница группы «ВИА Татьяна»): «Эту песню мы учили на занятиях фольклорным пением, я выучила тогда всего пару куплетов. Через несколько лет, когда родился мой сын Макар, подумала, что надо было, конечно, до конца учить...»

This browser does not support the video element.

Василий Зоркий (солист группы «1984»): «Есть какая-то удивительная магия в песнях из старых голливудских фильмов. Гарленд, Астер. В детстве, правда, я их не слушал, но сейчас все чаще засыпаю под старые фильмы. Когда у меня будут дети, я обязательно буду петь им такие песни и показывать эти фильмы».

This browser does not support the video element.

Обсудить на сайте