Лучшее за неделю
Ксения Семенова
18 марта 2010 г., 20:08

Экскурсия Ольги Свибловой по главной выставке «Фотобиеннале-2010»

Читать на сайте

«Фотобиеннале» как огромный город, есть широкие проспекты, узкие улочки, аллеи и парки, «Манеж» — это главная площадь. И показывают здесь самых главных: Анри Картье-Брессон с выставкой «Фотограф», Питер Линдберг с экспозициями «Вторжение» и «Кино», Паоло Роверси и его «Студия», видео Сары Мун «Человек, показывающий время» про ее мужа, фотокуратора Робера Дельпира, ретроспективы Эллиотта Эрвитта и Андрея Безукладникова. Огромное белое пространство «Манежа» разделено на две равные части, в которых в соответствии с планом выставки выстроены в необходимом порядке комнатки и закуточки для разных фотографических серий. Ольга Свиблова начинает свою экскурсию с левой части зала, где расположены работы Анри Картье-Брессона, Мартины Франк, Эллиотта Эрвитта и Андрея Безукладникова.

Свиблова перескакивает с темы на тему. Она то рассказывает о своей первой встрече с Картье-Брессоном, которая повлияла на ее решение о запуске в Москве фотобиеннале,

This browser does not support the video element.

то начинает объяснять замысел его фотографий, вынимая из памяти одну историю за другой.

This browser does not support the video element.

Это целый экскурс в историю фотографии, ведь Анри Картье-Брессон — один из тех, кто сделал ее не только документом времени, но и искусством. В 30-е он активно снимает, а во Вторую мировую пропадает из поля зрения. Ходят даже слухи, что его убили, но он возвращается, побывав в плену. Это оставляет в нем глубокий след.

Но все же жизнь движется дальше. В 1947-м Картье-Брессон вместе с Робертом Капой основывает фотоагентство «Магнум», которое вскоре станет одним из самых авторитетных в мире.

Затем Свиблова переходит к фотографиям американца Эллиотта Эрвитта:

«Он любитель шуток, гэгов. Посмотрите, какая у него серия собак!»

This browser does not support the video element.

Мартина Франк, вдова Картье-Брессона  и нынешний директор «Магнума», находится рядом. «Знаете, почему мы выбрали ее? — спрашивает экскурсовод. — У нее другой регистр. Картье-Брессон холоден своей графической структурой, но всегда насыщен теплом сердца, он как мороженое фламбе. Эрвитт Эллиотт очень теплый. А вот Мартина, швейцарка по национальности, холодная».

Как оказалось, первый раз Франк берет в руки камеру в Советском Союзе. Бесконечные пейзажи из окна поезда нагоняли на нее скуку. С камерой жизнь вдруг получается гораздо интереснее. Постепенно Мартина становится одним из лучших портретистов Франции.

This browser does not support the video element.

Эта часть экспозиции заканчивается Андреем Безукладниковым. Одна из тем его ретроспективы особенно любима публикой — это фантастические «Хулиганы 80-х». Здесь и Александр Липницкий, и Петр Мамонов, и трогательная Жанна Агузарова, и юная Айдан Салахова, и эпатирующий Гоша Острецов, и задумчивый молодой Дмитрий Врубель. На эти лица смотреть интересно — потому что это близко и знакомо, но при этом похоже на путешествие во времени.

Свою экскурсию Ольга Свиблова завершает в правой части Манежа у портретов, сделанных Питером Линдбергом. Это совсем другие портреты — постановочные, срежиссированные, выверенные до самой последней черточки.

This browser does not support the video element.

Гости спешат, потому что в ресторане уже ждут авторы выставки Питер Линдберг, Паоло Роверси и Сара Мун.

Специально для проекта «Сноб» Ольга Свиблова взяла у них интервью. Оно больше похоже на беседу давно знакомых людей. Вы увидите его на нашем сайте завтра.

Теперь уже можно сказать точно: Восьмой международный месяц фотографии в Москве «Фотобиеннале-2010» открыт по-настоящему.

Полную программу Фотобиеннеле смотрите в блоге Ольги Свибловой.

Обсудить на сайте