Экскурсия Ольги Свибловой по главной выставке «Фотобиеннале-2010»

За день до официального открытия Ольга Свиблова провела для членов клуба «Сноб» экскурсию по главной выставке «Фотобиеннале-2010» в Манеже

+T -
Поделиться:

«Фотобиеннале» как огромный город, есть широкие проспекты, узкие улочки, аллеи и парки, «Манеж» — это главная площадь. И показывают здесь самых главных: Анри Картье-Брессон с выставкой «Фотограф», Питер Линдберг с экспозициями «Вторжение» и «Кино», Паоло Роверси и его «Студия», видео Сары Мун «Человек, показывающий время» про ее мужа, фотокуратора Робера Дельпира, ретроспективы Эллиотта Эрвитта и Андрея Безукладникова. Огромное белое пространство «Манежа» разделено на две равные части, в которых в соответствии с планом выставки выстроены в необходимом порядке комнатки и закуточки для разных фотографических серий. Ольга Свиблова начинает свою экскурсию с левой части зала, где расположены работы Анри Картье-Брессона, Мартины Франк, Эллиотта Эрвитта и Андрея Безукладникова.

Свиблова перескакивает с темы на тему. Она то рассказывает о своей первой встрече с Картье-Брессоном, которая повлияла на ее решение о запуске в Москве фотобиеннале,

то начинает объяснять замысел его фотографий, вынимая из памяти одну историю за другой.

Это целый экскурс в историю фотографии, ведь Анри Картье-Брессон — один из тех, кто сделал ее не только документом времени, но и искусством. В 30-е он активно снимает, а во Вторую мировую пропадает из поля зрения. Ходят даже слухи, что его убили, но он возвращается, побывав в плену. Это оставляет в нем глубокий след.

Но все же жизнь движется дальше. В 1947-м Картье-Брессон вместе с Робертом Капой основывает фотоагентство «Магнум», которое вскоре станет одним из самых авторитетных в мире.

Затем Свиблова переходит к фотографиям американца Эллиотта Эрвитта:

«Он любитель шуток, гэгов. Посмотрите, какая у него серия собак!»

Мартина Франк, вдова Картье-Брессона  и нынешний директор «Магнума», находится рядом. «Знаете, почему мы выбрали ее? — спрашивает экскурсовод. — У нее другой регистр. Картье-Брессон холоден своей графической структурой, но всегда насыщен теплом сердца, он как мороженое фламбе. Эрвитт Эллиотт очень теплый. А вот Мартина, швейцарка по национальности, холодная».

Как оказалось, первый раз Франк берет в руки камеру в Советском Союзе. Бесконечные пейзажи из окна поезда нагоняли на нее скуку. С камерой жизнь вдруг получается гораздо интереснее. Постепенно Мартина становится одним из лучших портретистов Франции.

Эта часть экспозиции заканчивается Андреем Безукладниковым. Одна из тем его ретроспективы особенно любима публикой — это фантастические «Хулиганы 80-х». Здесь и Александр Липницкий, и Петр Мамонов, и трогательная Жанна Агузарова, и юная Айдан Салахова, и эпатирующий Гоша Острецов, и задумчивый молодой Дмитрий Врубель. На эти лица смотреть интересно — потому что это близко и знакомо, но при этом похоже на путешествие во времени.

Свою экскурсию Ольга Свиблова завершает в правой части Манежа у портретов, сделанных Питером Линдбергом. Это совсем другие портреты — постановочные, срежиссированные, выверенные до самой последней черточки.

Гости спешат, потому что в ресторане уже ждут авторы выставки Питер Линдберг, Паоло Роверси и Сара Мун.

Специально для проекта «Сноб» Ольга Свиблова взяла у них интервью. Оно больше похоже на беседу давно знакомых людей. Вы увидите его на нашем сайте завтра.

Теперь уже можно сказать точно: Восьмой международный месяц фотографии в Москве «Фотобиеннале-2010» открыт по-настоящему.

Полную программу Фотобиеннеле смотрите в блоге Ольги Свибловой.

Комментировать Всего 9 комментариев

Все меня спрашивают, что нового в фотобиеннале, а я человек крайне консервативный и говорю, что в нашей стране, где история все время то пишется, то переписывается, хочется хоть какую-то традицию начать и поддерживать.

У нас есть правило: группировать выставки фотобиеннале вокруг трех основных тем. В этом году одна из них называется просто Vive la France, потому что этот год назван Годом Франции в России. Мы и так всегда очень много работаем с французами, каждый год проектов по 15 французских показываем, и сейчас, когда ресурс французской фотографии стал подходить к лимиту, мы решили показывать фотографов, живущих и работающих во Франции. В главной экспозиции это Питер Линдберг — немец, Паоло Роверси — итальянец, Эрвитт Эллиотт — американец, Мартина Франк — швейцарка, но все они больше четверти века работают во Франции. Две другие темы называются ясно: «Перспективы» и «Ретроспективы». В Манеже все темы пересекаются. Фотобиеннале — как город, и мы сейчас с вами на главной площади.

Я считаю, что все московские фотобиеннале замечательные. У них есть только один недостаток — немного сложно сориентироваться в таком количестве площадок и в таком потоке информации. В «Манеже» представлена прекрасная экспозиция: Анри Картье-Брессон, его жена, Мартина Франк, а по центру замечательная ретроспектива Андрея Безукладникова, и тут он раскрывается в полной мере. Очень мне понравился Роверси, про которого Ольга почему-то довольно резко сказала, что его работы манерные и ей не очень нравятся. А вообще я должен сказать, что Ольга Свиблова сделала для нас замечательную экскурсию по выставке, расставила основные акценты, рассказала множество интересных вещей — это было прекрасно.

Очень красивая Наталья Водянова, фантастическая, смотришь на нее — и как будто в купола, которые спускаются капельками, и в них отражается весь мир. Она просто сосуд, и я очень горжусь, что есть фотограф Паоло Роверси, который может отобразить всю красоту нашей матушки России.

Второй раз за последние несколько месяцев я вижу экскурсию Свибловой, и это действительно великолепно. Я наслаждался каждую минуту тем, как она говорит, как она представляет, как она мыслит, как она импровизирует, как она шутит. Даже ее оговорки прекрасны.

Сама выставка очень серьезна, мощна, содержательна и провокационна по отношению к нашей реальности, которая сильно проигрывает талантам представленных художников. Они, вроде, фиксируют действительность, а, на самом деле, создают свою реальность, более наполненную смыслами, нежели сегодняшнее вязкое, социально-политическое пространство.

Я рад и горжусь, что на выставке столько Перми. Безукладников, представленный рядом с Картье Брессоном, — очень правильно; они должны быть рядом. И мне кажется то, как говорила о Безукладникове Свиблова — тонко, метко, подмечая малейшие детали — показательно. Каждый его фотографический сюжет — это как шрам, начиная от репортажей из туберкулезной больницы, заканчивая театром Васильева. Безукладников — это то, что останется после нас. Да, это простая формула, которую часто употребляют, но подавляющее большинство фильмов или книг, которые сегодня случаются, не резонируют с современностью, не рефлексируют. Кризис и ужас сегодняшней ситуации в искусстве, что есть художники, которые создают какие-то дымно-демиургические миры, а людей, которые работают с реальностью, с современностью нет. Безукладников зафиксировал уходящее время как никто другой и сделал это просто феноментально: деревянные гаражи в центре миллионного города, панельные ракурсы, бабушка, которая держит хлеб, сидя на лавочке, фигуры из прежней артистической тусовки — Печенкин, Дрожащих — молодые, необычные, такие красивые. В во всем этом какая-то мистика чувствуется. Я чувствую сильную приподнятость и радость, и спасибо Ольге Свибловой за эту чудесную выставку.

Хоть в Москву лети специально, только ради выставки!

Как же прекрасно, что Вы привезли фотографии Брессона. Не знала, что его жена- тоже талантливый фотограф. а Линдберг- один из моих самых любимых. Спасибо, Ольга, за то что Вы делаете в Москве.

Анастасия Малявко Комментарий удален

Спасибо Ольге Львовне за вдохновенную экскурсию. Фотографии буквально "оживали" при ее приближении, раскрывая свои тайны и свою глубину. Получился замечательный МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ эффект, полное погружение в мир фотографии.  

Cпасибо Ольге за заразительную вдохновенность.

А "Снобу" - за возможность насладиться красотой без толкучки.

Впервые довелось побывать на московском фотобиеннале - впечатления самые приятные, получил огромное удовольствие.

Портрет Умы работы Линдберга произвел очень сильное впечатление.

Ольга подарила нам экскурс и всю глубину личных впечатлений, что весьма ценно. Спасибо проекту "Сноб" за такую замечательную идею!

Арсений - благодарю за фото, добавлю в коллекцию, такого у меня еще не было ;)

Уважаемая Ольга, спасибо. Вы сделали всем большое одолжение, посвятив нам свой вечер.