Экскурсии по спецхрану и ночь в бункере
Музейщики разводят руками: да, такая вот ночь, ничего не поделать. Проблема в основном в суровых health & safety regulations. Музеи-то, может, и рады принимать всех до утра, но по имеющимся стандартам безопасности в помещение можно впустить только определенное количество человек. Поэтому большинство из четырех десятков участвующих в проекте заведений работало по предварительной записи — что лишило смысла всю затею.
Но было и кое-что занятное. А именно экскурсии по спецхрану (Government Art Collection). Экспонаты из его собраний сейчас нарасхват: происходит смена власти, и только что назначенные министры выбирают в спецхране искусство для своих кабинетов. Поскольку годовой закупочный бюджет составляет всего 200 тысяч фунтов — а на это в условиях современного арт-рынка не пошикуешь, — спецхран вынужден экономить. А это, в свою очередь, ведет к поддержке молодых и современных, но еще не окончательно коммерциализировавшихся художников.
Роджер Голдинг, один из заведующих коллекцией спецхрана, рассказывает о сдвиге правительственных интересов от классики к современности:
Роджер, как всякий государственный служащий, осторожничает в прогнозах, но всем известно, что фаворит нового премьер-министра Дэвида Кэмерона — художница Трейси Эмин из тех самых Young British Artists, кстати, убежденная лейбористка. В коллекции есть несколько ее принтов.
Единственным заведением во всем Лондоне, честно проработавшим до утра, оказался бункер на задворках казначейства в Вестминстере, из которого Уинстон Черчилль руководил страной во время Второй мировой. В коридоре висит плакат, призывающий лондонцев сдавать средства в фонд помощи России, учрежденный женой Черчилля Клементиной. «Почему именно России? — говорит экскурсовод. — Советский Союз не вызвал бы должного энтузиазма». За 45 фунтов желающие слушали речи про «кровь, тяготы, слезы и пот». Ужинали вполне себе ресторанным тушеным мясом с картошкой. Потом расстелили спальники на полу в конференц-зале и под бутафорский грохот рушащихся на Лондон бомб Люфтваффе заснули.