Лучшее за неделю
Ася Чачко
1 июня 2010 г., 18:47

Дмитрий Врубель выставил свои работы в храме Святой Татианы

Читать на сайте

«Двоесловие/Диалог» — совместный проект группы художников и церкви: со cтороны первых выставку курировали Гор Чахал и Андрей Филиппов, а со стороны церкви — диакон Федор Котрелев. Свои работы представили Никита Алексеев, Кирилл Асс, Татьяна Баданина, Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева, Константин Звездочетов, Владимир Куприянов, Александр Сигутин, группа «Синий суп», Андрей Филиппов и Гор Чахал.

Все представленные работы уже выставлялись, но в проекте «Двоесловие/Диалог» важна не столько художественная новизна, сколько сам факт сотрудничества между церковью и представителями актуального искусства.

На Западе даже самые эпатажные экспозиции в храмах не редкость. Но в России одна только попытка обыгрывать в своих произведениях религиозную тему часто воспринимается как оскорбление. Особенно острую реакцию вызвала выставка 2003 года «Осторожно, религия!»: группа православных из Общественного комитета «За нравственное возрождение Отечества» разгромила выставку, уничтожив часть экспонатов, и суд встал на сторону погромщиков. Кураторов обвинили в разжигании религиозной вражды. Следующий громкий скандал разразился из-за выставки «Запретное искусство-2006»: ее куратора Андрея Ерофеева обвиняют в оскорблении чувств верующих, возбуждении ненависти и вражды и в унижении человеческого достоинства с использованием своего служебного положения. Дмитрий Врубель до сих пор ходит на заседания суда, где выступает на стороне защиты.

This browser does not support the video element.

Нынешней выставкой Гор Чахал хотел показать, что диалог возможен: «Конфликт, который раздувают определенные круги нашего общества, не глобален. Это конфликт между радикальной частью искусства и радикальной частью церкви. А нормальные люди всегда могут договориться». Он считает, что в последние годы возникла тенденция возрождения религиозного искусства, и это естественно: «Видимо, постсекулярное общество исчерпало свои основания для роста. И художникам некуда деться, поскольку религия стоит в фундаменте нашей культуры, как ни открещивайся. В поисках ориентиров духовного порядка они возвращаются к истокам».

Настоятель храма Святой Татианы отец Максим признался, что пускать художников на территорию церкви ему было страшно.

This browser does not support the video element.

«Идея была в том, чтобы научиться на этом маленьком примере спокойнее разговаривать друг с другом, в том числе с людьми, с которыми ты необязательно совпадаешь в воззрениях», — рассказывает отец Максим. Однако не всякому предложению церковь пошла бы навстречу.

This browser does not support the video element.

К составлению экспозиции кураторы и священнослужители подошли очень аккуратно: «Все-таки не каждая работа может находиться под сводами храма», — поясняет настоятель. Не все отобранные работы прошли согласование, а некоторые художники, рассказал отец Максим, сами не решились выставляться в церкви, «возможно, опасаясь, что значительная часть их коллег не примет этого, скажет, что они конформисты».

Дмитрий Врубель принял предложение кураторов сразу же: он привык выставляться в самых разных местах.

This browser does not support the video element.

Хотя открытие прошло спокойно, организаторы — как представители духовенства, так и художники — пока опасаются говорить, что проект состоялся. Выставка открыта, но самое важное — как ее примут зрители. Как заметил отец Максим, «мы сможем сказать, что все получилось, когда выставка закончится».

Обсудить на сайте