Лучшее за неделю
Илья Кухаренко
3 июня 2010 г., 15:30

Вручили премию Янковского

Читать на сайте

Внушительная по нынешним временам премия обещает быть ежегодной, и в следующий раз имена лауреатов будут не столь очевидны. Но в этом году, первом для «Черешневого леса» без Олега Янковского, выбор кандидатур был связан именно с его жизнью и творчеством. Дату церемонии — 32 мая — тоже связали со знаковой для Янковского ролью барона Мюнхгаузена в захаровском телефильме. Список из десяти награжденных в пресс-релизе выглядел так:

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

И вся интрига церемонии была лишь в очередности и говоримых словах, а еще — в предшествовавшем награждению концерте Гидона Кремера и его ансамбля Kremerata Baltica. Это было первое и единственное выступление маэстро в этом сезоне в Москве, и многие пришли прежде всего, чтобы послушать музыку. А речи, черешня и мороженое — потом.

Открыл концерт Леонид Парфенов, объявивший вивальдиевское «Лето» в обработке для вибрафона и струнного оркестра. Звучало это «Лето» диковато, поскольку джазовые соло Андрея Пушкарева на вибрафоне перемежались с нарочито барочным звуком знакомых вивальдиевских «грозовых» пассажей. Назначив сквозной темой концерта «Времена года», Гидон Кремер сумел остаться Кремером — насмешливым, чуть отстраненным интеллектуалом. Боюсь, что Владимиру Спивакову, находившемуся в зале, было немного не по себе от того, как лихо его коллега разыграл спиваковскую, по сути, карту.

This browser does not support the video element.

Центральной частью программы стал дуэт Гидона Кремера и Татьяны Гринденко, которые вместе с «Кремератой» сыграли Ex-contrario Гии Канчели — трагическое и задумчивое сочинение, которое музыканты посвятили не только памяти Олега Янковского, но и скончавшегося на днях Романа Козака.

Затем публику повеселило сочинение Seasons Digest Александра Раскатова, который остроумно поиздевался над «Временами года» Чайковского. Оркестранты не выдерживали и смеялись вместе с публикой, но Кремер оставался невозмутим.

This browser does not support the video element.

Леонид Десятников был очень рад услышать премьерное исполнение в России произведения своего коллеги Александра Раскатова, созвучное его собственному ироничному отношению к великой классике.

На бис сыграли сочинение Леонида Десятникова, в котором все те же мотивы «сезонных» концертов Вивальди были вплетены в жесткие и перченые ритмы аргентинского танго в стиле Пьяццолы.

Гидон Кремер признался, что очень любит баловать публику премьерами, и к печальному оттенку церемонии отнесся философски — сквозь призму вечных и преходящих «Времен года».

This browser does not support the video element.

Вторая, церемониальная часть, где собственно и вручались премии, тоже не обошлась без музыки, но теперь за роялем сидел Денис Мацуев, а перед роялем с саксом стоял Игорь Бутман. И когда зазвучали первые аккорды «Осенних листьев», выяснилось, что под часть клавиатуры музыканты «Кремераты» подложили монетки, создав эффект препарированного пианино, а вынуть забыли. Пришлось Денису импровизировать мимо денег в буквальном смысле этого слова.

Михаил Швыдкой напророчил премии любовь и авторитет, отметив, как точно «Черешневый лес» меняется в контексте современных культурных трендов.

This browser does not support the video element.

Получая премию первой, Инна Чурикова очень трогательно расплакалась. Станислав Любшин рассказал забавную историю о первой кинопробе Олега Ивановича. Марк Захаров терпеливо ждал, пока вручавший ему стеклянную черешню Владимир Спиваков остановит поток высокопарностей, и благоразумно говорил вдвое короче. За каждой из речей шла интерлюдия от Мацуева и Бутмана, под которые некоторые гости уже стремились выскользнуть из зала. Впрочем, с ощущением удачно проведенного вечера…

Обсудить на сайте