Николай Злобин: Лес и дорога
В один день появились два сообщения. Одно о том, что президент Медведев распорядился приостановить строительство скоростной дороги Москва — Санкт-Петербург, которая должна проходить через Химкинский лес. Второе сообщало, что строители дороги закончили вырубку просеки. Ее длина — 7,5 километров, ширина — от 80 до 100 метров. Короче, впечатляет. Из слов президента ясно, что он принял решение не перенести строительство дороги в другое место, а вернуться к рассмотрению всех вариантов ее прохождения на этом участке и обсудить плюсы и минусы не только с учетом мнения экспертов, но и общества. Вероятно даже, что после обсуждения будет решено, что нынешний вариант трассы есть наиболее адекватный.
Какие предварительные выводы можно сделать сейчас?
Молниеносность событий не может не бросаться в глаза. По сути, за 24 часа произошло движение всей вертикали власти. Митволь встретился с Лужковым и предложил другой вариант прохождения трассы, который московский мэр поддержал, хотя об этом варианте было известно с самого начала, он даже рассматривался в качестве одного из основных, но был отклонен по финансовым и административным причинам. Одновременно партия «Единая Россия» выступила с обращением к президенту, в котором предлагалось вернуться к вопросу о маршруте трассы. Вечером в четверг Дмитрий Медведев принял соответствующее решение. Сомневаться в том, что все это было согласованно заранее, не приходится. Инициатива, похоже, изначально исходила от Медведева. Это во-первых.
Во-вторых, надо, безусловно, отдать должное защитникам Химкинского леса, которые сделали эту проблему знаковой и политически важной. Нельзя забывать, что планы строительства через Химкинский лес начали разрабатываться еще семь лет назад. Они были утверждены губернатором Громовым в 2006 году, несмотря на протесты экологов. Экологи подняли эту проблему на такую высоту, что власть, с одной стороны, начала опасаться протестного эффекта, который мог принять кумулятивный характер, но с другой — посчитала ее достойной и необходимой для того, чтобы использовать ее на политическую пользу себе. Что и случилось.
В-третьих, серьезность ситуации придает тот факт, что все это происходило не в провинции, а в столице страны, где политические волнения сегодня просто неприемлемы. Все цветные революции на постсоветском пространстве происходили в столицах, поэтому Москву, только что прошедшую через крайне тяжелое лето, провоцировать на проявление даже небольшой общественной нестабильности никак нельзя. Опасность для власти не в активистах борьбы за Химкинский лес, а в том, что эта борьба может стать основой формирования широкого протестного движения. Поэтому отдавать эту тему на откуп оппозиции было бы политической ошибкой. Она властью сделана не была.
В-четвертых, крайне профессионально сыграли менеджеры и пиарщики «Единой России» и администрации президента. Именно они, на мой взгляд, стали главными победителями данной истории. Для подавляющего большинства россиян, не вдающихся в детали политических перипетий, «Единая Россия» и президент Медведев сделали две заслуживающие уважения вещи: они приняли правильное решение и сделали это под влиянием общественного мнения. Это и останется в памяти. Нет сомнений, что лавры победы будут незаметно отобраны у тех, кто их заслужил, — активистов–защитников леса — и вручены президенту, ЕР и членам комиссии, которая будет сформирована в соответствии с решением президента. Интересно, что лидер химкинских экологов Чирикова уже сказала, что теперь можно голосовать за Медведева.
В-пятых, на решение президента отложить строительство трассы влияние оказало то, что этот вопрос стал предметом немалого международного внимания. Например, Медведеву не хотелось бы, чтобы этот вопрос поднимался, скажем, на «Большой восьмерке». Это было более чем вероятно, учитывая, что строительством дороги занимается французская фирма, способная в случае большого скандала выйти из проекта, что негативно отразилось бы на инвестиционной привлекательности России и планах Медведева в отношении «Сколково». Этот аспект сыграл в его решении гораздо большую, чем кажется на первый взгляд, роль.
В-шестых, отныне все будет зависеть от того, как и кем будет формироваться общественное мнение по вопросу строительства. Никто не спорит, что трасса нужна, причем широкополосная, скоростная и современная, то есть обладающая соответствующей инфраструктурой и пропускной способностью. Безусловно, нельзя сбрасывать со счетов стоимость строительства, которое в разных вариантах может различаться в разы. Качество дороги не должно стать жертвой экономии средств, но, как известно, чем дороже трасса, тем выше коррупция и больше откаты. Вполне вероятно, что общественное мнение будет формироваться в пользу скорейшего, наиболее дешевого и качественного строительства дороги. Несколько лишних месяцев стояния в пробках могут радикально повлиять на общественное мнение и вернуть его к отложенному ныне варианту. Тем более, легко могут найтись сложности в альтернативных планах. Так что главное еще впереди, но борьба теперь будет вестись другими методами, а не митингами и массовыми призывами.
В-седьмых, все равно нерешенными остаются вопросы благоустройства и обновления Химкинского леса, который находится далеко не в лучшем состоянии. Непонятно, будет ли теперь проведена высадка деревьев в качестве компенсации за вырубку Химкинского леса, а если да, то за чей счет и в каких масштабах. Неясно, когда начнется строительство дороги и т.д. Все это, безусловно, станет частью дискуссии.
В-восьмых, ни той ни другой стороне нельзя далеко уходить от реальности. В многострадальном Химкинском лесу вырублено на сегодня 60 гектаров из запланированных для вырубки 144 гектаров. Как москвич, я очень рад, что президент принял такое решение. Но по данным Всемирного центра мониторинга пожаров (Global Fire Monitoring Center), находящегося в Германии, площадь пожаров на природных территориях России с начала этого года по 20 августа составила около 16 миллионов гектаров. Согласно данным центра, в Московской области пожары были на 43,7 тысячи гектаров, во Владимирской области — на 95 тысячах гектаров, в Нижегородской области — на 300 тысячах гектаров. На восстановление леса требуется обычно 60–80 лет. Значит, следующим трем поколениям россиян этого леса уже не увидеть. Кто и как будет решать эту проблему?