Николай Злобин: Либерализацией по Уголовному кодексу
В совещании приняли участие лишь несколько человек: начальник Государственно-правового управления Лариса Брычева, начальник Контрольного управления Константин Чуйченко, министр юстиции Александр Коновалов, директор ФСБ Александр Бортников, и.о. председателя Следственного комитета Александр Бастрыкин, первый зам. генпрокурора Александр Буксман. Сам по себе факт такого совещания весьма интересен. Во-первых, очевидно, что это люди, на которых Медведев может опереться. А во-вторых, узкий состав свидетельствует о том, что цель совещания — быстрое решение проблемы, а не пиар-кампания.
Еще интересней предложения, которые сделал в своем выступлении президент. В частности, он сказал: «Из 68 составов преступлений, которые содержатся в кодексе, предлагается исключить нижние пределы санкций в виде лишения свободы. Это достаточно радикальная мера, но она должна позволить суду при назначении наказания применять дифференцированный подход, а стало быть, наказание может быть более справедливым... Кроме того... планируется предоставить судам более широкий выбор при назначении наказаний, которые не связаны с лишением свободы. В этом контексте санкции одиннадцати составов преступлений дополнены таким видом наказания, как штраф (в качестве основного вида наказания), и двенадцати составов — исправительными работами. В 118 составах нижний предел наказаний в виде исправительных работ и ареста вообще исключен». Медведев сразу же предложил внести закон, утверждающий все эти изменения, для рассмотрения в Думу.
Конечно, для российской правовой практики предложения президента носят крайне редкий, если не революционный характер. Кстати, именно так охарактеризовал их на совещании министр юстиции Коновалов.
Действительно, обычно пересмотр уголовного законодательства происходил в России с целью ужесточения наказаний и внесения новых уголовных статей. Интересно, что Коновалов признал, что в судах России действует негласное правило, в соответствии с которым «судья назначает наказание по некоей средней линии: если статья предусматривает от 6 до 12 лет лишения свободы, то судья должен дать девять». Абсурдность и несправедливость такого правила более чем очевидна.
Что дают поправки, которые внес президент? Во-первых, после их принятия суды будут иметь больший выбор наказаний и смогут в большей мере учитывать опасность, которую преступник представляет для общества.
Во-вторых, повышается самостоятельность, ответственность и свобода действий судей всех уровней. Россия в этом вопросе несколько приблизится к американской практике прецедентного права, столь уважаемого Дмитрием Медведевым. Уровни наказаний приближаются к европейским стандартам. Это также можно только приветствовать.
В-третьих, медведевские поправки позволят «как минимум на одну треть разгрузить колонии», что крайне полезно, учитывая российские реалии. Однако это носит лишь предположительный характер, ибо не факт, что судьи начнут применять нижнюю планку при выборе конкретного наказания.
В-четвертых, новые поправки показывают, что президент всерьез и системно работает над либерализацией уголовного законодательства, его недавние решения отменить уголовную статью «Лжепредпринимательство» и ограничить возможности ареста предпринимателей были не случайными. Это важный политический сигнал.
В-пятых, вырастет роль Верховного суда России, ибо он получит более широкие возможности для трактовки законодательства и разъяснения правил установления и применения наказаний. Это, на мой взгляд, очень хорошо, ибо Верховный суд сегодня является, наверное, самым авторитетным и профессиональным органом в судебной системе страны, сумевшим сохранить свою репутацию в тяжелых и противоречивых политических условиях.
Иными словами, мне кажется, что Медведев движется в правильном направлении. Основным минусом предложенных им мер, на мой взгляд, может быть потенциальный рост коррупции в судебной системе, ибо большая свобода трактовки преступлений и выбора наказаний дает большие возможность судьям и другим сотрудникам судов использовать это в своих интересах.
Но это уже другая проблема, которую надо рассматривать особо...