Лучшее за неделю
Варвара Бабицкая
2 марта 2011 г., 21:41

Стас Жицкий: Если не срабатывают моральные рефлексы, пускай работает хотя бы страх

Читать на сайте

От «дела Трушевского» ходили ходуном социальные сети и СМИ прошлым летом, когда случайный свидетель, петербургский поэт Николай Никифоров, остановившийся в квартире художника, услышал из-за стены крики о помощи, вызвал милицию и предал инцидент гласности через «Живой журнал». Российские блогеры, которые в конфликте художника и государства обычно по умолчанию принимают сторону художника, на этот раз почти единогласно сочли, что художественная деятельность Трушевского тут ни при чем, а речь идет об уголовном преступлении, и вынесли свой приговор еще прежде суда. Общественность убедили в этом не столько показания свидетеля, сколько реакция самого Трушевского, который в своем блоге фактически их подтвердил, а другие его записи (стертые впоследствии) создали убедительное впечатление, что обсуждаемый инцидент — не исключение, а скорее правило в жизни Трушевского.

В защиту Трушевского громко выступили только коллеги по цеху: в частности, член арт-группы «Бомбилы» Антон Николаев опубликовал в своем блоге манифест, который завершался ставшей уже крылатой фразой «Да, он урод. Но это НАШ урод». Не веря в невиновность Трушевского, Николаев считал, тем не менее, что арт-сообщество должно защитить его из цеховой солидарности.

Очередная вспышка интереса к этой истории возникла, когда арт-центр «Винзавод» вручил Трушевскому, находившемуся под следствием, премию «Моральная поддержка». Решение вызвало множество споров: не новость, что искусство в России преследуется государством разными способами, в частности, художникам стараются пришить уголовные статьи, но в этом случае никто даже не делал вида, что Трушевского преследует «кровавая гэбня». Выражение же моральной поддержки насильнику (назависимо от того, художник он или нет) могие сочли сомнительной идеей. Защитники такого решения объяснили его желанием поддержать человека, подвергающегося общественной травле, нарушающей презумпцию невиновности и безобразной вне зависимости от повода. При этом мало кто на самом деле верил, что художника действительно посадят: ожидали, скорее, условного срока, или что дело вообще замнут. Приговор суда стал, таким образом, неожиданностью для всех, включая подсудимого, который, по словам очевидцев, почти не сомневался в благополучном для себя исходе дела. Подробнее об этом на сайте «Сноб» — спор между Стас Жицкий.

Обсудить на сайте