Саша Рязанцев: Дорогие женщины за рулем
При переезде из Хэмпстеда в Сазек семь лет назад сократилась важная статья расходов моего бюджета — автострахование. Помню, как мне вернули целых 15 фунтов страховой премии за оставшиеся полгода. Когда же я снова переехал в Хэмпстед, стоимость страховки выросла фунтов на 200 в год. Получается, что риск повреждения машины на улицах благополучного Хэмпстеда выше, чем в менее благополучном Сазеке.
Кроме места жительства, при расчете размера страховой премии смотрят на марку машины (мой «Порше» страхуют только специализированные фирмы, потому что риск угона велик), возраст водителя (слишком молодой и слишком старый платят больше) и, наконец, его пол.
Женщины статистически безопаснее мужчин. И хотя женщины попадают примерно в такое же количество происшествий, это, как правило, мелкие аварии, в то время как 85% виновников тяжелых аварий — мужчины. В результате среднестатистическая 27-летняя женщина платит за страховку 1700 фунтов в год, тогда как среднестатистический 27-летний мужчина — 2750. Поэтому есть куча компаний, страхующих исключительно женщин, как есть компании для немолодых водителей, водителей с отсутствием страховых случаев за последние пять лет или, наоборот, те, кто берет риски самых аварийно-опасных, молодых водителей с штрафными баллами или судимостями за нарушения ПДД.
В принципе, все это нормальная сегментация рынка, позволяющая каждому платить сумму, приближенную к его (или ее) индивидуальным рискам, вместо того чтобы всем платить из расчета средней температуры по больнице. Проблема лишь в том, что мы не живем в нормальные времена: Великобритания с каждым годом утрачивает независимость, и скоро Шотландский парламент или Уэльская ассамблея будут принимать больше решений, чем Вестминстер, которому приходится слушать никому не подотчетных чиновников из Евросоюза, чей маразм не то что крепчает, а уже зашкаливает.
На этот раз брюссельские бездельники преподнесли британским женщинам подарок, постановив, что расчет страховой премии с учетом пола водителя — это дискриминация по половому признаку! И с декабря 2012 года анкеты британских страховых компаний в обязательном порядке потеряют графу «пол», как когда-то советские паспорта лишились графы «национальность». По оценкам страховщиков, премии для женщин возрастут на 25%, тогда как премии для мужчин упадут на 10%. Впрочем, я с удовольствием съем свою шляпу, если моя премия упадет хоть на пенни (если, конечно, не перееду обратно в Сазек).
Итак, бюрократия победила здравый смысл, а равноправие, за которое боролись женщины, сначала выходя на улицы с плакатами, а потом тягая штанги и играя в регби, работая на лесоповале и водя сорокафутовые грузовики, достигла апогея, как луна в прошлую субботу — своего перигея. Я же со своей стороны предложил бы еврократам не останавливаться на достигнутом. Можно отменить также графу «возраст», чтобы не дай бог не дискриминировать 16-летнего подростка, только что получившего права и мечтающего о «Пежо-1007». Можно отменить графу «адрес». Ведь чем не дискриминация: я плачу больше из-за того, что живу в Хэмпстеде?! Дальше, если следовать этой логике, — не принимать в расчет марку авто. Почему я должен платить больше за свой «Порше», чем мой сосед — за «Вольво»?! Ну и верхом еврократизации стало бы введение норм страховой премии, рассчитываемых каждый год на основе статистики страховых случаев предыдущего года с поправкой на инфляцию. Долой ее, эту сегментацию — почему бы не платить всем, скажем, 587,38 евро в год плюс налог на брюссельскую капусту?
Ну, а если серьезно, я бы отменил еврократов.