Лучшее за неделю
Александр Гаррос
5 апреля 2011 г., 00:24

Почему искусство равнодушно к 1991 году

У судьбоносного, переломного и так далее 1991-го в российском искусстве удивительная судьба: полное отсутствие судьбы. Год, изменивший историю огромной страны и в большой степени — прочего мира, остался в мемуарах политиков и конспирологическом нон-фикшне, но так и не стал для беллетристов и кинорежиссеров ни объектом, ни фоном действия, ни метафорой. Ничем
Читать на сайте

Это кажется очень странным. Вот про 1993 год с его танковой стрельбой по тому же Белому дому романы есть, в том числе незаурядные. Вообще про 1990-е годы сочинена груда литературы, сняты фильмы и сериалы: про бандитов и олигархов, про чеченскую кампанию и кремлевские интриги. Охвачены и «сытые нулевые» — рассмотрены через призму нацболов и офисного планктона, интеллигентов и спецагентов.

У 1991-го с его тектоническим сдвигом истории, идеально с драматургической точки зрения упакованным в три августовских дня в одном мегаполисе (казалось бы, бери и пользуйся!), нулевой выхлоп. С усилием можно вспомнить неразличимых художественных достоинств фильм «Луна-луна», полуавтобиографический роман Евгения Евтушенко «Не умирай прежде смерти» (тоже не самая сильная работа мэтра; а его же сочиненное прямо по ходу событий стихотворение про «раненого мраморного лебедя свободы» милосердно вынесем за скобки...) И что — все? За двадцать-то лет? Кажется, все.

Как вы думаете, почему про 1991 год писатели упорно не сочиняют романов, а режиссеры не снимают фильмов? В чем тут дело?

[heroes]

Обсудить на сайте