Саша Копов: Практика радикальной честности
Сейчас вранье стало играть какую-то уж совсем декоративную функцию: информационное пространство сегодня настолько насыщенно и открыто (а закрытые его части достаточно легко взламываются), что врать во многих случаях становится просто глупо. Однако это только известному герою Булгакова правду говорить было легко и приятно. Даже если начать с малого и попытаться быть до конца честным хотя бы с самим собой, то, наверное, проще выпить яду, разумеется, при отсутствии под рукой пистолета либо крепкой бетонной стены.
Я давно экспериментирую с честностью в отношениях, и это довольно радикальный опыт. Сначала я практиковал это в основном с близкими. Со всеми моими женщинами у меня был принцип полной открытости. Не уверен, что это правильно, особенно если ты склонен пускаться во все тяжкие. Расскажешь ей, а потом мучаешься: «Нафига ты это рассказал? Сделал дорогому человеку очень больно». И в какой-то момент ты начинаешь спрашивать себя: а зачем ты это сделал? И корректируешь уже не формулировки, а поведение. Я вижу в этом какой-то внутренний прогресс.
Конечно, я знаю многие пары, для которых постоянное вранье — норма жизни, и они даже получают какое-то садомазохистское удовольствие, уличая друг дружку и конструируя очередные лживые построения. Такие отношения тоже бывают крепкими и долгосрочными, но почему-то я им не завидую.
С возрастом я пошел дальше и постарался быть честным и с малознакомыми людьми. Есть большой шанс в лучшем случае сойти за идиота или провокатора, а в худшем — и по фейсу получить. В любом случае, жизнь стала поинтереснее и поярче, а ненужные люди как-то сами собой отсеялись. Ведь кому понравится, когда на вопрос, чего это я заскучал, следует ответ, что вообще-то я заскучал от получаса выслушивания невыносимо унылого говна, и если вы хотите меня окончательно добить, то давайте еще про ваш дурацкий футбол поговорим.
Но сомнения в правильности такого поведения остались, и я до сих пор не уверен, что делать даже в самых простых ситуациях. Например, приятель показывает на айфонe фото своей новой пассии. Возможные и, в принципе, приемлемые для меня, как для морального урода, честные варианты ответов следующие:
А) Ничего так… («ничего» в смысле «ничто»)
B) Круто! Давно не видел настолько безвкусной девицы.
C) Промолчать.
Как тут быть? И я решил попробовать изучить теорию. Тут же нашел в сети соответствующий топик «Радикальная честность». Довольно интересная штука, хотя и придуманная психотерапевтом.
Ее автор доктор Брэд Блэнтон утверждает, что основа всех современных стрессов — это ложь, и если практиковать радикальную честность, то можно стать значительно счастливее. У меня нет цели стать значительно счастливее, но интервью с Блэнтоном в Esquire и FAQ у него на сайте я с интересом прочитал, что и вам рекомендую.
«За 25 лет работы психотерапевтом в Вашингтоне, — пишет Блэнтон на сайте radicalhonesty.com, — я понял, что основная причина всех несчастий людей — это ложь. Я учу своих пациентов говорить правду даже тогда, когда это тяжело дается. Но зато потом они обнаруживают, что у них исчезают симптомы депрессии и тревожности, практикуя радикальную честность, они начинают чувствовать себя счастливее. У них улучшаются отношения в семье, они находят новую работу, которая им по душе. Что происходит? Когда они открываются и делятся с окружающими своими настоящими чувствами и мыслями, они освобождаются из тюрьмы собственного ума, который и является причиной всех стрессов».
Вот это уже ближе к моему пониманию. Выпившие люди, как правило, более коммуникативны и счастливы, а ведь недаром говорят: «чЧо у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Ведь неспроста появилось приложение Last Night Never Happened («вчерашней ночи не было»), которое работает в Facebook и Twitter — с его помощью любители пьяных откровений могут подчистить нежелательные высказывания. Помню, много лет назад я сидел за одним столом с Борисом Гребенщиковым в «Маяке». И после «привет» решил тут же сообщить ему, что его новый альбом — говно, и это уже совсем не рок-н-ролл. Вот, спрашивается, зачем было обижать человека? Однако БГ, как настоящий буддист, не особенно напрягся. Более того, разговор, который я начал столь шокирующим образом, неожиданно затянулся на всю ночь. Помните, у того же БГ: «О главном не пишут в газетах и о главном молчит телеграф». Так вот, мы говорили как раз на те самые темы, о которых телеграф молчит. И под утро мы оба, очевидно, чувствовали себя на порядок счастливее, чем были в начале ночи. Но имея в виду то количество водки, которое мы приняли на грудь в ту ночь, практика радикальной честности нанесла и некоторый урон нашему здоровью — не душевному, так физическому.
В этой связи на ум пришли строчки Майка Науменко: «Нам всем так важно быть лучше других, умнее, красивее и сильнее других / И, если хочешь, ты можешь быть лучше меня». Вот все-таки в чем штука. Пока ты не достиг этого уровня, когда легко разрешаешь другим быть лучше себя, то вся твоя так называемая «честность» будет не более чем инфантильным и себялюбивым эпатажем.