Можно ли считать Виктора Бута врагом Америки?
В высотном здании федерального суда южного округа штата Нью-Йорк на 500 Pearl Street на входе отбирают все электронные девайсы, и ты такой одинокий и беззащитный, с блокнотиком в руках (как в старые добрые!), поднимаешься в комнату судьи Ширы Шейндлин.
Она судья по делу Виктора Бута, экстрадированного в Америку из Таиланда в 2010 году. Ему предъявлено четыре обвинения: сговор с целью убийства американцев, сговор с целью убийства американских должностных лиц, сговор с целью продажи оружия и поддержка терроризма через сотрудничество с организацией FARC («Революционные вооруженные силы Колумбии»). Задача адвокатов на этих прениях — поспорить с предъявленными обвинениями и убедить судью закрыть дело до суда.
Так как это все процессуальные слушания, то присяжных не было, охрана минимальная, публики почти нет, в основном русскоязычная пресса, пристально следящая за процессом. Двое от обвинения, трое адвокатов, сам Бут и два переводчика. Судья — улыбчивая, моложавая 65-летняя Шира Шейндлин — спокойно ведет заседание, одинаково наседая на представителей обеих сторон и при этом не забывая шутить.
Адвокаты Бута (первым выступал чинный Кеннет Каплан) хотят доказать, что он не был никогда в сговоре с террористической группировкой, он просто как бизнесмен собирался заключить сделку. (Продавать оружие само по себе не преступление, подтверждает судья.) Именно на обсуждении сделки с террористической группой FARC, а точнее, с переодетыми американскими спецслужбами, Бут и погорел, так как они несколько раз повторяли, что покупают оружие с целью уничтожения американцев, а он продолжал вести с ними беседу. Адвокаты утверждали, что все это расплывчатые заявления и пустые разговоры, чтобы сговор стал преступным, нужно, чтобы хотя бы одна из сторон совершила конкретные преступные действия. Так как за беседой Бута с лже-FARC никаких действий не последовало, то и судить его не за что. Главный адвокат Бута, уроженец Ташкента Альберт Даян, больше похожий на итальянского гангстера — в остроносых ботинках и светло-сером костюме в полоску, постарался убедить судью, что она, вынося дело на суд присяжных, может создать прецедент, после которого спецслужбы США будут в любой точке мира арестовывать любого неугодного человека и отдавать его под американский суд с формулировкой вроде «желание причинить вред американским гражданам». Выступление его было ярким, он доказывал, что те, кто служит в Колумбии и против кого FARC собиралась использовать оружие, американским правительством официально признаны воинскими частями, то есть получается, что любого, кто воюет против американских военных, можно притаскивать в суд и судить за это. Или признать все-таки, что война — это война, и Америка сама продает оружие разным воюющим странам, вполне осознавая, что этим оружием люди друг друга будут убивать. Судья сказала, что понимает точку зрения Даяна, и добавила, что недавно в «Фейсбуке» видела опрос о том, кого считать врагом, если Америка регулярно меняет сторонников и противников, и сама задумалась об этом.
После того как обвинение рассказало, что в компьютере Бута в закладках были найдены сайты с информацией о FARC, а также ссылка на сайт, где был всего один документ — текст американского обвинительного заключения об организации FARC, регулярно устраивающей атаки на граждан США, адвокат сказал, что у правительства нет совершенно никаких доказательств, что Бут прочитал эту информацию, сколько времени он проводил на сайтах, и вообще мог ли он, плохо зная английский, разобраться во всех сложных терминах обвинительного заключения. Он сказал, что не хотел бы, чтобы информация о сайтах дошла до присяжных, потому что эти сомнительные факты могут сразу негативно их настроить, а по конституции, добавил Даян, сомнения должны расцениваться в пользу обвиняемого. Судья заинтересовалась этим моментом и попросила показать ей, где это записано.
Во время слушаний Виктор Бут был спокоен и внимателен к происходящему, по дороге назад в камеру радостно улыбнулся знакомым в зале.
Следующие прения назначены на июль, на них будет обсуждаться сама законность экстрадиции российского гражданина американскими властями из Таиланда. Судья предупредила прокуратуру, что некоторые их доказательства вины выглядят неубедительными, однако решение об отмене дела не приняла. Также в ее речи несколько раз прозвучало, что о слабых местах обвинения надо судить присяжным, что косвенно доказывает, что суд присяжных, скорее всего, состоится. Если Бута признают виновным, ему грозит срок вплоть до пожизненного. Суд назначен на 11 октября.