Линор Горалик: Например, взросление
...Например, две туристки четырнадцати и шестнадцати лет знакомятся друг с другом на борту самолета авиакомпании British Airways. Обе хорошенькие, гладенькие, обе, как положено, отправлены престижными родителями в престижную Англию учиться престижному языку по престижной летней программе. Обе стараются обращаться друг к другу на «Вы» и вести престижный светский разговор. В частности, о трудностях, поджидающих путешественников в дальних странах. «Вот, например, в Париже, — говорит та престижная туристочка, которая помладше. — Мы, я помню, взяли с папой гида и поехали в его машине на экскурсию. И гид нам рассказывает-рассказывает о Париже и все время говорит, что Париж, к сожалению, такой грязный город, такой грязный город... Папа мой: «Да, да...» И тут мы останавливаемся на перекрестке, я смотрю — а за окном на углу сидит бомж. И у него такая кроватка аккуратненькая, на ней чистенькое одеяльце, ящичек такой аккуратный стоит, и на ящике стоит цветочек, представляешь? То есть, извините, представляете? И гид поворачивается к нам и говорит: «Вот вам и печальный пример в самом центре Парижа!» И тут я такая говорю: «Ой, да ладно! По сравнению с тем, как у нас таджики ютятся, он тут живет, как король!..» Мой папа аж застыл. А я тогда маленькая была, — это же года два уже прошло; не понимала просто, какие вещи неприлично вслух говорить».
…Например, посреди рыбных рядов московского Дорогомиловского рынка красуется поразительный арт-объект: скульптура, составленная целиком из рыбьих чучел, красиво отделанных раковинами, засушенными водорослями и другими дарами отечественных морей. В центре — недорослый осетр, очевидно, пытающийся встать на дыбы. Крупный рак пытается помочь ему, толкая головой в грудь, а возведенными вверх клешнями явно призывая собратьев на помощь. Остальные детали скульптурной композиции разглядеть трудно, но в нее, кажется, включены сушеные анчоусы, креветки (поддерживающие восстающего титана с боков), и еще какие-то панцирные воины. Все в целом напоминает структурой и динамикой «Поднятие флага на Иводзиме». К замершему в восхищении покупателю подходит доброжелательный обитатель рынка из тех, которые помогают продавцам сгружать и разгружать тележки. «Красота, да? — говорит он. — Сам знаю человека, который делал. Художник делал! Когда маленький был — из чего попало делал. Из пластилина делал, из песка делал. А теперь только из экологически чистых продуктов делает!»
...Например, в тесной женской компании некоторым сотрудникам проекта «Сноб» удается, наконец, разгадать загадочную причину заполошной любви девочек к вампирам. Просто мальчики, как известно, взрослеют гораздо, гораздо позже девочек. И вот эти лишние сто лет в могилке как раз приближают мальчиков к более или менее приемлемому уровню развития.
...Например, тренировавшийся еще при СССР в олимпийских резервах футболист П. рассказывает, что в спортивных летних лагерях будущих олимпийцев не просто кормили на убой, а еще и два раза в день выдавали на каждых четырех человек банку сгущенки, — ну, чтобы дети не проголодались. «Но и гоняли нас по двенадцать часов в день», — добавляет П. со вздохом. Банкир К. отвечает ему на это, что в обычных пионерских лагерях тоже был способ раздобыть банку сгущенки, и тоже тяжелым трудом: «Вызываешься, — говорит К., — дежурить на кухню. Те же, кстати, двенадцать часов. Приносишь к концу дня сто убитых мух — выдают банку сгущенки». Футболист П. смотрит на банкира К. с большим уважением. «Я такую банку загонял за два рубля, — говорит К. — К концу смены тридцать рублей собрать». Футболист П. старательно делает в уме какие-то подсчеты. «Я б оттуда миллионером вышел», — говорит он со вздохом. «Так а что ж тебе мешало?» — удивляется К. П. стучит себя ножом для стейка по бритой голове и мрачно говорит: «Футболист, понимаешь?»
...Например, К.М. рассказывает, что в 1990-м году ее, тринадцатилетнюю, мама хотела отдать на секретарские курсы при МИДе: объявлено было, что на двухгодичную программу обучения берут девочек возрастом от двенадцати лет. Было понятно, что конкурс предстоит огромный. К.М. готовили по английскому, математике, истории и политологии. Потом выяснилось, что на вступительный экзамен надо явиться в купальнике. К.М. отказалась наотрез, и ее дипломатическая карьера не состоялась. Страна потеряла кадр, прекрасно подготовленный по английскому, политологии и математике.