Лучшее за неделю
Варвара Бабицкая
4 июля 2011 г., 16:00

«Меланхолия» Ларса фон Триера: осознать, что жизнь — помойка

Невероятно красивый фильм про апокалипсис как образ жизни объясняет, почему люди звереют в очередях, а депрессия делает нас счастливее
Читать на сайте

 

Когда на ММКФ давали «Меланхолию» Ларса фон Триера, меня чуть не затоптали на входе. Не знаю, всегда ли так бывает на его фильмах, или это скандальное выступление режиссера, заявившего в Каннах о своей симпатии к Гитлеру, так подогрело публику.

Начало сеанса задержали, а журналистов, как обычно, пускали на свободные места уже после того, как рассядется публика с билетами. Этих двадцати минут промедления половине присутствующих хватило, чтобы потерять человеческий облик и устроить Ходынку. Я удачно схоронилась за цветочной кадкой и оттуда слушала истеричные вскрики, глухие удары и проклятия в адрес молодой, ангельски вежливой капельдинерши, в лице которой очередь нашла общего врага. Приходилось напоминать себе, что теперь не военное время, не за хлебом очередь – за зрелищем, фильмом, который уже 7-го числа выйдет в российский прокат. Дама, секунду назад призывавшая к суду Линча, обернулась к соседке с совершенно другим лицом и сказала: «Даже не знаю, стоит ли это таких мук – я чувствую, у меня точно будет разочарование!». Ей, очевидно, не пришло в голову, что таких именно мук не стоит ничего.  

«Меланхолия» – очень точный фильм о человеческой природе, который странным образом срифмовался и с неприличной давкой перед входом, и даже со скандальным выступлением Триера на Каннском фестивале. И это несмотря на то, что в самой картине нет ничего скандального, никакого эпатирующего натурализма, леденящей душу условности «Догвилля» и прочих запрещенных приемов - хоть рекомендуй ее для семейного просмотра.

«Меланхолия» – это название планеты, которая еще на начальных титрах картины врезается в Землю после серии завораживающе красивых кадров, в замедленной съемке показывающих конец света. Сразу раскрыв таким образом все карты, режиссер начинает обратный отсчет. Первая часть фильма – комедия о том, как главная героиня (Кирстен Данст) разрушает свою жизнь. Мы застаем Жюстин в момент ее свадьбы в прекрасной усадьбе: очевидно, это апогей ее сопротивления экзистенциальному ужасу. Криво улыбаясь, героиня пытается вынести телячью нежность жениха, праздничные хлопоты сестры Клэр (Шарлотта Гензбур) и зятя, откровенность матери (фантастическая роль Шарлотты Рэмплинг), лишенной гена сентиментальности, но потом ломается и удирает на поле для гольфа наблюдать за новой, непонятно откуда взявшейся огромной зловещей красной звездой. Совершает ряд нелепых поступков, портит людям праздник, вышвыривает новобрачного и соскальзывает, как в теплую ванну, в беспросветный мрак душевной болезни, которую многие века называли меланхолией, а теперь называют клинической депрессией.

То, что происходит дальше, представляет собой своеобразную вариацию знаменитой сказки Туве Янссон «Муми-тролль и комета». В изолированных условиях идиллической Муми-долины (ее символизирует поле для гольфа на 18 лунок) Триер ставит над ее обитателями беспощадный эксперимент: какие метаморфозы происходят в человеческой душе, когда навстречу нашей планете летит неотвратимая смертоносная дрянь. И систематизирует степени отрицания реальности. «Муми-папа» (хозяин дома) утешает себя научной иллюзией, что Меланхолия минует Землю по касательной, настраивает телескоп, предвкушая невероятное небесное явление, а когда открывается правда – не может ее вынести, кончает с собой. «Муми-мама» – его жена Клэр – суетится в панике, пытаясь найти несуществующий выход, а на самом деле только мешает сыну доесть последние в его жизни оладьи такие мелочи заставляют меня думать, что даже если режиссер сознательно и не имел в виду Муми-семейку, она, очевидно, водворилась в его подсознании).

Единственный, кто наконец-то оказывается в гармонии с миром – та самая сбрендившая невеста, которую еще вчера приходилось кормить с ложки и мыть силком. Она ведь уверена, что жизнь на Земле – зло, так что не стоит по ней плакать. Поэтому Жюстин сохраняет достоинство и невозмутимость, как Янссоновский Ондатр, и способна сделать единственное, что в этой ситуации можно и должно сделать – сказать племяннику-«Муми-Троллю»: «Беги играй, малыш. Играй, пока играется!». То есть занять ребенка, чтобы он окончил свою невинную жизнь в счастливом неведении.

В фильме есть эпизод, когда Клэр пытается закрыться от происходящего сентиментальной картинкой – как бы сделать конец света поуютней, может быть, следует собраться на террасе и выпить по бокалу вина? – и Жюстин, которая в нормальной ситуации  вообще не может жить, смотрит на сестру и с мрачным юмором (я забыла сказать, что это очень смешной фильм?) говорит: «Не правда ли, иногда проще быть мной?». Эта убийственно точная сцена – ключевая для понимания «Меланхолии» как универсальной жизненной модели.

 Это ведь очень простая мысль: не обольщаться, осознать, что жизнь – помойка – единственный способ прожить ее достойно. Триер сказал среди прочего на той уже легендарной пресс-конференции: «Обычно вы смотрите кино, чтобы узнать, чем все закончится. Но это же скучно, вы и так знаете финал! <…>. Вот я и подумал, что было бы неплохо показать, чем все заканчивается. Чтобы вы сидели в зале и думали: а вдруг все изменится? Вдруг финал будет другим? Но ничего подобного, в финале все погибнут». Вообще говоря, единственное, в чем мы можем быть абсолютно уверены – так это в том, что в финале мы все погибнем. Более того – в каждый момент жизни на человека непременно летит какая-нибудь неотвратимая дрянь. Я почему-то уверена, что осознание этого факта не дало бы некоторым людям на входе в кинозал превратиться в стадо, представляя в новом свете мечту Ларса фон Триера об «окончательном решении журналистского вопроса». Люди ведь орут на капельдинершу не потому, что хотят в кино, откуда сбегут через четверть часа, не вынеся правды о себе. Они орут в иллюзии, что нужно защитить свое поле для гольфа, проследить, чтобы жизнь всего додала даже в мелочах – иначе будет конец света. Хотя он будет в любом случае. По видимости парадоксальным, а на самом деле закономерным образом «Меланхолия» дает невероятную радость жизни. Если не суетиться зря, любые оладьи кажутся вкусными, как последние.  

Обсудить на сайте