Лучшее за неделю
Майя Богданова
28 сентября 2011 г., 14:30

Андрей Звягинцев: Елена вся — инстинкт, а не рефлексия

Читать на сайте

Работа Звягинцева сразу разделила критиков на два лагеря: кто-то восхищается «Еленой» и считает, что это точный и правдивый фильм о современной России, а кто-то называет его «фальшивой и мелочной ерундой».

«После двух фильмов-притч чисто декоративной ценности Звягинцев поразил всех, сняв беспощадно точную и очень конкретно узнаваемую картину социального конфликта в сегодняшней России», — пишет Варвара Бабицкая в своей рецензии. По ее мнению, после историй, не привязанных ко времени и географии, Звягинцев сделал самую точную картину про сегодняшнюю Россию. С ней согласен Дмитрий Быков, который также считает «Елену» наиболее удачным режиссерским опытом и хвалит Звягинцева за движение от «вылизанной, довольно тривиальной притчи к точному, эмоциональному и социально значимому кино».

Но интересно даже не то, что фильм вызывает споры — это как раз хорошо и правильно, — а то, что от комплиментов и благодарностей за создание социальной драмы сам режиссер открещивается и уверяет, что снимал частную историю.

Впрочем, в вопросах участников проекта «Сноб» социальному конфликту места практически не нашлось — их занимали режиссерские детали. Так, Антона Носика интересовало, должен ли он узнавать Москву в кадре: «Вы мне предлагаете абстрагироваться от того, что я узнаю в кадре, или в узнавании, наоборот, есть некий квест?» Звягинцев ответил, что он, скорее, предложил бы абстрагироваться от конкретики: «Мы снимали Бирюлево. Но мы хотели просто показать длинный, трудный путь куда-то на выселки. У нас вымышленная Москва».

Один из участников встречи расспросил сценариста Олега Негина, как была прописана линия отношений между Еленой и ее мужем: «Мне показалось, что это довольно формальные отношения, в которых Елена исполняет роль служанки. Любви я там не заметил». Негин рассказал, что эти отношения были списаны с реальных: «Я имел возможность наблюдать именно такие отношения людей, которые лет четырнадцать прожили вместе. Жена писала мужу письма с просьбами, если они касались денег, отчитывалась за все потраченные деньги. Он жил в своей комнате, смотрел свои телепередачи, а она в своей — смотрела свои телепередачи».

Очень интересно, отвечая на вопросы участников, Андрей Звягинцев описал свою героиню Елену: «Она не рефлексирующее существо, она вся — инстинкт. Для нее сын — это свет в окне, он заполняет все ее мироздание. И в какой-то момент она действует. Для зрителя этот момент должен бросать свет на все их отношения...»

Узнать о том, настоящие ли сцены из телешоу в фильме, как Звягинцев относится к православной церкви, не было ли проблем у авторов с медицинской компанией Pfizer, можно в полной видеоверсии беседы участников проекта «Сноб» с Андреем Звягинцевым и Олегом Негиным.

Партнер мероприятия — компания «Тройка Диалог».

Обсудить на сайте