Найди своего конька
Зачем покупать отдельный дом, если можно купить весь район?! Вне контекста этот вопрос вызывает в сознании карикатуру на ненасытного капиталиста. Но мы теперь знаем, что такое желание может стать началом доброй сказки. История Дамбо — восстановленного района Нью-Йорка — похожа на историю Золушки, где роль доброй волшебницы отведена нью-йоркскому девелоперу Дэвиду Валентасу.
«Когда я первый раз приехал в Дамбо, я увидел два прекрасных моста. Дома. Склады. Все, казалось бы, на месте. Но все это абсолютно заброшенное», — так Дэвид Валентас рассказывает о своей первой встрече с районом Бруклина, который благодаря ему превратился из замызганной падчерицы в модную принцессу. Увидев на одном из зданий вывеску «продается», Дэвид подумал: «Зачем мне покупать один дом?!» И купил весь район.
Дэвид Валентас и его жена Джейн встретили участников проекта в самой что ни на есть сказочной обстановке — рядом со спасенной и восстановленной ими каруселью, светящейся гирляндами лампочек и переливающейся позолоченной сбруей статных скакунов. Добавьте мерцающие на другом берегу огни Манхэттена — и театральная декорация мероприятия обретает свой полный размах.
Каждый из участников проекта нашел в этом для себя свою изюминку, или, если позволите, своего конька. Виталий Комар увлеченно обсуждал с Таней Паперной художественное оформление фигур — некую прелесть наивного подражания классическому искусству, характерного для американского фольклорного стиля.
Некоторые, как Джейн Уэст и Антонина Рабер, просто замечательно смотрелись верхом. Оставалось только представить себе, как романтично могли развеваться по ветру распущенные волосы городских амазонок, если бы не специальный колпак, сконструированный французским архитектором Жаном Нувелем, прозрачная «шкатулка» для защиты карусели от стихий.
Многие, конечно, приехали ради ни с чем не сравнимого блеска в глазах маленьких всадников и всадниц — своих детей. Марк Давидович, в отличие от меня, не побоялся преодолеть расстояние из Нью-Джерси в Бруклин с двумя маленькими дочками. Девочки были в восторге! (Мне же придется жить с чувством вины по отношению к своим чадам.)
И если взрослые накатались в основном за один раунд, то младшее поколение готово было продолжать путешествие бесконечно. После четвертого заезда Маша Генкина и Женя Фридлянд решили, что укатавшихся ребятишек «пора снимать».
Тем временем Александр Нератов обсуждал с Дэвидом Валентасом оборотную сторону сказочного перевоплощения Дамбо — бесконечную канитель судебных исков, сопротивление любым переменам. На то, чтобы поставить в парке карусель, Дэвиду пришлось потратить почти столько же сил, сколько на превращение простаивающей тут же неподалеку ремонтной мастерской для грузовиков в один из самых популярных теперь центров современного искусства (хотя, справедливости ради, грузовики действительно многим понятнее, чем современное искусство). Зато теперь и карусель, и центр — достопримечательности, которые привлекают в Дамбо сотни посетителей.
Готовясь попрощаться с нашими радушными хозяевами, мы еще раз подумали, как все-таки здорово, что есть такие люди, которые — иногда — хотят купить не только дом для себя, но и весь район — для нас.
Так что карусель удалась на славу. Жаль только, что я не покаталась. С детства укачивает.