Лучшее за неделю
Николай Усков
10 апреля 2012 г., 20:43

Пасха с рабом рабов Божьих

В то самое время, пока патриарх Кирилл отжимал хирурга Шевченко на двадцать миллионов рублей, папа Римский или раб рабов Божьих (таков его официальный титул) служил пасхальную службу на площади Святого Петра
Читать на сайте

И я там был. У нас бы сказали, что по данным ГУВД на площади Святого Петра собралось три тысячи человек, но их там было тысяч пятьсот. В отличие от нашего VIP-богослужения, здесь все было абсолютно открыто. Ни рамок металлоискателей, ни озверевших морд из «Карата», ни спецпропусков. Точнее, спецпропуска были, но я свой получил в гостинице, просто так, без всяких звонков в управление делами президента Италии. То есть это был пропуск, но не спец. Конечно, те миряне, которые сидели прямо рядом с алтарем, сооруженным на ступенях Святого Петра, вероятно, находились в той или иной близости к Апостольскому Престолу (в стародавние времена это были представители так называемой черной аристократии Рима, то есть тех семей, из которых происходили папы и кардиналы. Теперь не знаю, кто именно там сидел — судя по картинке на плазме, богобоязненные ухоженные матроны, одна в смешной панамке, и седовласые дяденьки в костюмах. Все, кстати, молились и пели по книжечкам, а не мух считали). Остальные, заполнившие собою всю площадь, — обычные верующие и туристы. Некоторые на дальних подступах сидели на брусчатке, ели бутерброды, а кто-то даже курил, пока народу не стало слишком много. И никто на них не шикал, не бурчал, не изгонял пинками и проклятиями.  Ведь легко увидеть сучок в глазе брата твоего, очень легко.

Мой пропуск давал доступ в сидячую зону, примыкающую к алтарю. Но я туда не попал, потому что места нужно было занимать с 8.30 в порядке живой очереди. Судя по торчавшим тут и там украинским, польским, немецким флагам, в этом своеобразном партере было немало сознательных паломников, прибывших специально на пасхальную службу.

Я с друзьями пришел значительно позже, около 10, когда мест больше не было. И простоял в центре площади вместе с теми, кто и вовсе не имел никаких приглашений. Характерно, что за минут 15 до начала службы мимо меня протиснулся один кардинал в шапочке со смешным пумпоном. По дороге его преосвященство улыбался, говорил какие-то поздравления абсолютно незнакомым людям, в общем выглядел шутом гороховым. Никаких «мерседесов», никакой ФСО,  зачищающей периметр, никакой степенности в походке и глубокомыслия во взоре. Словом, типичный лох. Вышел из своего офиса, скажем, на via della Conciliazione, пересек площадь, забитую народом, и сел одесную викария Христа вместе с другими кардиналами.

Время начала службы было обозначено в пригласительном — 10.15 (кстати, тоже по-человечески: воскресенье, нужно отоспаться, отдохнуть). Погода стояла облачная, временами накрапывал дождь. Ровно в 10.15 на алтарь, папский трон и лик иконописного Спаса упал яркий луч солнца. Мистика совершенная. Появился папа, маленький старик в высокой золотой митре, ему явно было тяжело идти. Впрочем, положенное он выполнил с совершенной покорностью, хоть отказывали ему не только ноги, но и голос.

Не буду описывать все богослужение, но несколько моментов мне показались очень сильными. 

Во-первых, интеграция мирян в богослужение, как это было в древней церкви. Одни читали Послания апостолов, другие подносили священные сосуды к папскому трону для благословения и молитв. Церковь — это ведь не менеджмент, это собрание верующих. Простая и ясная мысль. И почему, действительно, мирянин, в том числе женщина, не может служить вместе с папой мессу? Я вот, например, до сих пор не понимаю, отчего женщина в православии не может войти в алтарь. О Т Ч Е Г О? Сосуд греха потому что? То есть в гробницу Иисуса женщина по имени Мария Магдалина войти могла, а в алтарь в церкви Жен-Мироносиц на Большой Ордынке ее бы не пустили. Будь она хоть триста раз той самой женой-мироносицей.

Во-вторых, христианство — вселенская религия. И это очень чувствовалось там, в Риме, когда святые тексты и молитвы читались на множестве языков: латынь, древнегреческий, хинди, итальянский, английский, испанский, иврит, японский, причем на кафедру выходили реальная индуска, итальянец, англичанка и т. п. За латынь отвечал священник, немец, судя по проскользнувшей пару раз z перед гласной (в латыни это всегда s). За древнегреческий — греческий поп, униат, надо полагать.

Меня всегда озадачивал местечковый национализм, звучащий в речах некоторых истовых православных, ругань в адрес «западного» мультикультурализма, хотя он никакой не западный, а апостольский. Вот апостол Павел говорит: «Нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос». И в другом месте: «Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе». Знаете, когда мы сетуем на слияние церкви с российским государством, мы говорим о чем угодно, кроме сути самой церкви. Это сообщество верующих, а не гражданство. Нет для христиан гражданства. Кстати, именно за это в Древнем Риме христиан и казнили: они отказывались участвовать в культе гения императора. Те древние христиане тоже, наверное, пели: «Богородица, забери Нерона». И это тоже очень оскорбляло чувства верующих древних римлян.

В-третьих и, наверное, в главных. Где-то перед самым таинством служивший священник провозгласил минуту медитации или минуту молчания. Вся многотысячная площадь умолкла сразу. Было очень тихо. Мы в таких случаях говорим: ангел пролетел. Снова простая мысль: богослужение — это не обязательно набор заученных формул и заклинаний, это общение верующих с Ним. Ради этого, не ради свечей же нужно ходить в церковь.

Мне так кажется.

Обсудить на сайте