Лучшее за неделю
Борислав Козловский
27 июля 2012 г., 14:54

Почему мужчины ищут, а женщины находят

Читать на сайте

Женщины лучше запоминают, что где лежит, тогда как  мужчины уверенней ориентируются в незнакомой местности. Ученые давно догадывались, что корни различий нужно искать в эволюционном прошлом человека. Миллионы лет женщины занимались собирательством, а мужчины охотились, и это накладывает свой отпечаток на мозг. Четверо антропологов из разных университетов США вместе с коллегой-британцем из Кембриджа отправились проверять эту гипотезу в гости к племени хадза в Танзании*.

Несколько сотен человек в племени — последние охотники и собиратели Африки (остальные под напором цивилизации сдались: стали возделывать землю и завели домашних животных). Мужчины охотятся с луком на павианов, зебр и свиней-бородавочников. За день они в одиночку проделывают извилистый путь в десятки километров, причем каждая погоня за дичью — это новый маршрут, который нельзя предсказать заранее. Охотнику незачем помнить, где сидел павиан вчера, потому что добыча всегда в движении. Зато ему нужно безошибочно оценивать дистанцию до цели, чтобы выстрел был точным, и уметь по внешним ориентирам вроде солнца в небе и гор на горизонте найти дорогу домой. Это называют евклидовой навигацией: мозг оперирует направлениями, углами и расстояниями.

Женщины хадза выдвигаются группами за плодами баобаба, клубнями и ягодами. Их успех прямо зависит от памяти на «грибные места», к которым ведут проверенные тропинки**. Женщины запоминают конкретные ориентиры: поваленное дерево перед поворотом, особый изгиб дороги. И еще важно отмечать взаимное расположение предметов: левее дерева, перед камнем, в двух шагах от тропы и так далее.

Способность к евклидовой навигации психологи проверяют с помощью геометрических тестов. Первый и самый известный — тест на мысленное вращение. В разных ракурсах нарисованы две сложные фигурки из кубиков, как в объемной версии игры «Тетрис». Нужно сказать, можно ли поворотами превратить одну фигурку в другую или же они относятся друг к другу как левая перчатка к правой. К сожалению, для хадза тест оказался слишком оторванным от реальности, поэтому им предложили более простую задачку на уровень жидкости. Изображен стакан под наклоном, куда налито немного воды. Нужно нарисовать уровень жидкости для случая, когда он стоит ровно. И с этим тестом мужчины хадза справились втрое лучше женщин.

А вот с тестом на запоминание положений предметов поначалу случился казус. Ученые под разными предлогами приглашали членов племени к себе в хижину, при этом каждый раз меняя вещи местами, и спрашивали, что изменилось. Хадза наотрез отказались отвечать: их задело, что ученые подстроили приглашение в гости, не называя истинных целей. Тогда антропологам пришлось ограничиться абстрактной задачей — с карточками, где были нарисованы знакомые хадза растения и животные. Два набора таких карточек раскладывали на столе, давали время их рассмотреть, потом переворачивали рубашкой вверх и просили вытянуть одинаковые. На первый взгляд, в целом мужчины справились даже чуть лучше, но это только на первый взгляд. Вперед они вырвались из-за старости конкуренток: среди хадза было особенно много участниц в возрасте за 50. При внимательном анализе таблицы результатов выяснилось, что способность к поиску предметов у женщин ярко выражена в молодости, а потом ухудшается. У мужчин такой зависимости нет.

Такие результаты — хороший повод пересмотреть систему навигации на дорогах и даже в супермаркетах***. Женская версия GPS-навигатора в машине могла бы подсказывать: «Поверните налево после зеленого фургона на обочине». Наконец, у мужчин появилось законное оправдание: суматошные утренние поиски айпада и ключей по всему дому — не признак подступающей деменции, а издержки тяжелой юности человечества. Если предки мужчин, не жалея сил, бесстрашно добывали для семьи бородавочника, то потерю айпада в ворохе одежды можно и простить.

* Хадза помогают разобраться с проблемами современных людей не впервые: «Сноб», например, уже рассказывал, как представления племени о дружбе проясняют принципы работы Facebook.

** К слову, про «грибные места»: эксперимент на мексиканских индейцах доказывает, что из-за разного отношения к пространству сбор  грибов на знакомой территории в лесу даются мужчинам тяжелей, чем женщинам. На тех и других нацепили GPS-приемники и пульсометры — и вот что выяснилось. При равном опыте мужчины тратят на поиски больше калорий, петляют без особого результата и реже останавливаются, потому что помнят меньше мест. Можно сказать, что на грибы они охотятся, как на дичь. Но женщины, со своей памятью на маршруты и умением находить предметы, справляются с этой задачей меньшими силами.

*** Согласно исследованию 2007 года, на фермерском рынке женщина чувствует себя как рыба в воде — благодаря генам древних собирательниц; а вот мужчина теряется. Больше того, инстинкт поиска предметов работает избирательно: взгляд женщины в первую очередь выхватывает из фона ту пищу, в которой больше калорий. В современной жизни это скорее мешает, а вот первобытным людям такая избирательность была жизненно необходима.

Обсудить на сайте