Лучшее за неделю
Вадим Рутковский
9 сентября 2012 г., 10:53

Кровь во спасение. Итоги Венецианского кинофестиваля

69-й Венецианский фестиваль завершился победой Ким Ки Дука
Читать на сайте

Церемония закрытия стартовала с вручения наград конкурса «Горизонты». Напомню, что предыдущий венецианский куратор Марко Мюллер последовательно превращал эту секцию в смотр экспериментального кино, но Альберто Барбера переформатировал «Горизонты» в программу традиционного, повествовательного кино, второй конкурс из фильмов «поменьше» и «поскромнее». Закономерно, что жюри с актером Пьерфранческо Фавино во главе (при Мюллере «горизонтальные» жюри возглавляли режиссеры-авангардисты) отдало спецприз милому (и вполне обычному) фильму Фредерика Фонтейна «Танго либре», которым программа и открывалась.

Кадр из фильма «Танго либре»

В короткометражном разделе «Горизонтов» победил тишайший этюд из Южной Кореи «Приглашение» — о том, как на похоронах мужа встретились его жена и любовница.

Кадр из фильма «Приглашение»

А лучшим фильмом стал единственный конкурсант, выбивавшийся из общего «зрительского» формата — 150-минутный документальный фильм Ван Биня «Три сестры». Впрочем, если забыть про исполинский метраж, эта работа тоже далека от новаций: образец классической документалистики, когда камера-наблюдатель проводит так много времени с героями (в данном случае, жителями крохотной китайской деревушки в горах), что те перестают ее замечать.

Кадр из фильма «Три сестры»

Жюри Шекхара Капура, выбиравшее лучший дебют, остановилось на «Плесени» Али Айдина, фирменном турецком фильме (т.е., фильме с долгими молчаливыми и живописными планами и эхом политических репрессий), драме о путевом обходчике, долгие годы пытающемся узнать о судьбе арестованного и сгинувшего в полицейских казематах сына-студента.

Кадр из фильма «Плесень»

Жюри основного конкурса под председательством Майкла Манна наградило режиссера и оператора Даниэле Чипри за технические достоинства фильма «Это был сын», Оливье Ассайяса — за сценарий «После мая» (драматургические достоинства этого, в целом, неудачного фильма, я отмечал в предыдущем репортаже).

Кадр из фильма «Это был сын»
Кадр из фильма «После мая»

Фабрицио Фалько получил приз Марчелло Мастроянни как лучший молодой актер — юноша играл в двух конкурсных фильмах, «Спящей красавице» Марко Беллоккио и «Это был сын».

Фабрицио Фалько в фильме «Спящая красавица»

Израильтянка Хадас Ярон получила Кубок Вольпи за лучшую женскую роль в экзотической (действие замкнуто в общине ортодоксальных иудеев) мелодраме «Заполни пустоту», мужской актерский приз разделили Хоакин Феникс и Филипп Сеймур Хоффман, дуэт из «Мастера».

Хадас Ярон в фильме «Заполни пустоту»
Хоакин Феникс и Филипп Сеймур Хоффман в фильме «Мастер»

«Серебряный Лев» за режиссуру ушел Полу Томасу Андерсену, формальную виртуозность которого трудно не оценить даже противникам «Мастера».

Специальный Приз — Ульриху Зайдлю, провокатору и насмешнику, за возмутивший католических консерваторов «Рай: Вера».

Кадр из фильма «Рай: Вера»

Главный приз, «Золотой Лев святого Марка», отправился к «Пьете», 18-му фильму Ким Ки Дука, и я подозреваю, случилось это потому, что Майкл Манн не видел предыдущие 17. 

Кадр из фильма «Пьета»

Очередным Ким Ки Дуком больше — снова необарочная притча, с насилием и сексуальными шокерами. На сей раз — о бездушном ростовщике, калечащем должников, чтобы покрыть расходы их страховкой. В одно мрачное утро на пороге его неуютного жилища появляется мать, бросившая ребенка в младенчестве и теперь возжелавшая искупить вину. Впрочем, ее пришествие окажется изощренной женской местью, и закончится все совершенно душераздирающе. Правда, я в финале не знал, чего хочу больше — зевать или смеяться, но жюри приняло «Пьету» более, чем всерьез. ОК, Ким Ки Дук заслужил золото хотя бы выслугой лет. А Джессика Вудворт и Петер Бросенс, постановщики моего личного фаворита конкурса — фламандской апокалиптической фрески «Пятое время года» — еще только начинают свой путь; надеюсь, их признание наступит раньше, чем конец света.

Кадр из фильма «Пятое время года»
Обсудить на сайте