Репортаж с открытия стадиона Barclays center в Нью-Йорке
19:38 Все подходы к Barclays center заполнены людьми. Толпа заметно уплотняется у каждого из четырех входов в здание. Помимо усиленных нарядов полиции, тут и там виднеются дорожные служащие в ярко-желтых накидках и со светящимися жезлами — они командуют, когда идти, а когда стоять, независимо от сигнала светофора. Основное ощущение — сегодня Бруклин отмечает большой праздник. Понятно, что это открытие станет событием года, а то и десятилетия.
Публика самая пестрая — тинейджеры из Нью-Джерси в ярких бейсболках, разряженные красотки смешанных кровей, спортсмены, бизнес-элита, немного хипстеров. «Hi five!» — приветствует друг друга молодежь. «Билетик, кому билетик?» — настойчиво предлагают вокруг.
19:53 Пока фанаты фотографируются с любимыми спортсменами на фоне с логотипами арены и спонсоров, замечаю, что следом за мной в двери входит Александр Любимов. «Вспоминаю свою жизнь, проносится коммунальная квартира, в которых мы все начинали 25 лет назад... — говорит Любимов. — А тут приезжаешь в Нью-Йорк, и вдруг такое в Бруклине — невозможно себе представить, что это сделали русские!»
«По-моему, бруклинцы рады этому открытию, и в то же время опасаются, — говорит кинорежиссер Тони, живущий в пяти кварталах от нового здания. — Мы не знаем, что станет с парковкой, со всем дорожным трафиком после открытия центра. В то же время понятно, что здесь будут отличные концерты и невероятные спортивные шоу. Мы чувствуем себя несколько обманутыми, потому что местные политики сначала обещали другой проект, авторства великого архитектора Фрэнка Гери, плюс доступное жилье среднему и рабочему классу, школы жителям свежепостроенных кондоминиумов и так далее, но этого не случилось. Вместо этого многих людей отсюда просто выселили под предлогом переустройства и развития территории. Так что электричество разлито в воздухе. Посмотрим, что из этого выйдет».
Временем сбора объявлено восемь вечера, но в начале девятого зал только-только начинает заполняться. Публика активно раскупает хот-доги и пиво в новых, красиво подсвеченных фуд-стендах.
«Мы дико впечатлены открытием Арены, — говорит интеллигентный белый парень в хипстерской шляпе. — У нас большие ожидания от сцены, и вообще это полезно и для Нью-Йорка, и для Бруклина, и для нашего такого разнообразного коммьюнити».
«Джей Зи* очень здорово поступил, что открыл этот стадион, — говорит просто одетый парень со спутницей с глубоким декольте. — Это очень круто, концерты, плюс работа для местных жителей. Собственный стадион в Бруклине, которого здесь не было уже больше пятидесяти лет, с тех пор как закрыли Ebbets Field. Да это просто суперкруто!»
Около половины девятого зал оживляется — диджей Мистер Си (Mister Cee) начинает играть сет из самых популярных хип-хоп-песен, перемежая их речитативом о Бруклине и о том, что значит быть бруклинцем. Песни заводят зал, и вот уже публика, внемля зову диджея, поворачивается спиной к сцене, лицом к режиссерскому пульту и начинает приплясывать в такт.
«Это ночь Бруклина! — восклицает диджей, и зал отзывается ревом. — Бруклин — это мы!»
Я нахожусь в самом центре арены, в танцевальном партере. Люди рядом со мной приплясывают, поднявшись со своих стульев, и я переживаю за сидящих по периметру арены, где в общем-то места для танцев не так много, а удержаться практически невозможно.
«У меня нет каких-то особых ожиданий, кроме как ходить сюда на прекрасные концерты, и мне очень нравится энергия в этом новом здании, — говорит Крис Денато. — Все сотрудники центра очень любезные, Джей Зи — отличный артист, и, по-моему, с Михаилом Прохоровым их роднит развитая предпринимательская жилка и способность рисковать».
«Кто хочет, чтобы Обама переизбрался на второй срок, поднимите руки!» — командует Мистер Си, и зал вскидывает руки в едином порыве. Поднимает руку и мой чернокожий сосед в белой майке с ярко-красной надписью «Спасибо Богу за Гарлем».
По периметру арены бежит яркая реклама будущих мероприятий, на которые уже можно купить билеты — концерты Барбары Стрейзанд и Леонарда Коэна, осенние игры баскетбольной команды «Бруклин Нетс», «домом» которой и стал Barclays Center.
«Сегодня ночью вершится история!» — возвещает диджей. Мужчина средних лет в кашемировом свитере в цветах американского флага и его спутница в коротком платье из красных блесток, кажется, не могут дождаться начала концерта.
21:24 «Я сейчас кончу от счастья быть первым диджеем в этом здании! — кричит Мистер Си. — Let’s go!» Свет постепенно гаснет. «Пошумите же в честь чертова Джея, он наконец явился!»
21:36 Темнота, блестящая наклонная сцена пуста, и вдруг на ней появляется знакомая фигура. Джей Зи выжидает положенную паузу и, умело подсвеченный из-за спины, является многотысячной толпе. Первыми звучат его песни о Бруклине Where I'm From и Brooklyn Go Hard.
«Как дела, Бруклин?» — спрашивает певец, и зал буквально сходит с ума от счастья. Джей Зи говорит, что «мы все сегодня бруклинцы», что путь к этому моменту с начала двухтысячных был долог, мои соседки, две барышни средних лет с одинаковыми челками и собранными в длинный хвост волосами, обижаются и что-то кричат в ответ — мол, путь был дольше, чем девять лет.
21:50 После пары песен Джей Зи откупоривает позолоченную бутылку шампанского и просит минуту молчания в честь рэпера Biggie Smalls, с момента смерти которого, оказывается, прошло уже пятнадцать лет, а ведь его песни каждый бруклинец знает наизусть, а лицо Бигги, или, как его еще называют, Notorious B.I.G., до сих пор вдохновляет уличных артистов.
22:10 Рэпер слегка брызгает на головы ближайшим фанатам шампанским из второй бутылки. Показывает зрителям и на камеру свою бейсболку с логотипом, разумеется, Nets.
«С этим ощущением сегодня в Бруклине ничто не сравнится», — повторяет он. Публика движется в едином восторженном ритме.
Мальчик лет девяти в первом ряду устал и сел на стул — большая часть зрителей все это время стоит и танцует. Папа мальчика прикрывает уши сына ладонями и покачивается с ним в такт — звук на новой концертной площадке очень мощный.
Около одиннадцати музыкант начинает прощаться и даже уходит со сцены, но этим никого не проведешь — зал прекрасно знает, что продолжение будет. Никто не сдвинулся с места. Радостный гул, крики, аплодисменты — и вот свет загорается вновь, и следует продолжение, примерно в половину только что отзвучавшего, более чем часового концерта. Джей Зи поминутно интересуется, все ли получили удовольствие от концерта, и благодарит всех пришедших на открытие.
«Каждый человек в чем-то гениален, — говорит певец напоследок. — Найди, в чем гениален именно ты, и следуй своей мечте. Я родился в нескольких кварталах отсюда, так же как вы, и вот сейчас стою на этой сцене — живое тому подтверждение. Не хочу говорить клише, но просто захотелось сказать вам именно это». Все, включая меня, растроганы донельзя.
«Сделайте одолжение — доберитесь до дома живыми-здоровыми, чтобы мы смогли повторить сегодняшний вечер еще не раз, — Джей Зи прощается с публикой. — Peace and love Brooklyn. I love you».
23:35 На улице я обнаруживаю, что огромная Атлантик-авеню перекрыта и стала пешеходной, чтобы все могли быстро и без проблем выйти из здания. В метро быстро подгоняют несколько пустых составов, чтобы как можно скорее развезти людей по домам. Мы все сегодня бруклинцы.
* Звезда хип-хопа и совладелец команды «Бруклин Джетс».