Лучшее за неделю
Сергей Николаевич
10 марта 2013 г., 18:00

Венсан Перес: Такова балетная жизнь

Он наблюдал ее за кулисами Парижской оперы и Большого театра, он открывал ее для себя во время репетиций и предпремьерных прогонов. Он вжился в балетную жизнь как артист, но запечатлел ее как художник
Читать на сайте

Кажется, с тех пор как был изобретен фото­аппарат, артисты балета никогда не выходили из зоны его объектива. Так смешно сейчас разглядывать на старинных дагерротипах упитанных барышень с крылышками и веночками на головах. Кто теперь поверит, что они когда-то парили, летали, сводили с ума публику, разоряли балетоманов, становились героинями газетных баталий, а много лет спустя – и серьезных исследований?

Нигде так не обнажены страсти, как в балете. Нигде нет такого яростного соперничества, такого противостояния воли и характеров, такого количества травм и выходов на пенсию по инвалидности. Но редко когда балетное закулисье оказывалось в объективе фотографа. Что тут снимать-то? Порванные связки, вывихнутые суставы, перетруженные, как у молотобойцев, мускулы? Даже когда великого Эдгара Дега впервые пустили в фойе и в классы Парижской оперы, он не испытал там ничего, кроме приступа острой жалости к усталым труженицам, приговоренным к своей палке и пуантам. Это потом, как и полагается великому художнику, он отыщет горькую поэзию в этих сумеречных классах, в этих корявых фигурках в белых тюниках, изо всех сил пыта­ющихся хоть как-то взлететь над грустной реальностью своей судьбы.

Благодаря увлечению балетом Венсан Перес вернулся к своей первой любви – к фотографии

Начинающий фотограф Венсан Перес – это не Эдгар Дега. Хотя его тоже тянет за кулисы и в репетиционные залы. И подсмотренные детали или случайно выхваченные лица у него пока получаются лучше, чем постановочные портреты разных балетных этуалей. Может быть, потому, что кому как не ему знать, что скрывается за всеми этими постановочными эффектами, красивыми жестами и театральным гримом. Он и сам играл такие роли в кино, где важнее всего было умение носить костюм и принимать позы. Но, похоже, с прошлым романтического героя покончено. Перес женился, остепенился, обзавелся многочисленным потомством и вдруг вспомнил, чем он любил заниматься когда-то больше всего, а именно – профессиональной фотографией.

В юности он окончил колледж искусств в Швейцарии, мечтал стать художником. Ранний и бурный роман с кинематографом отодвинул, но, как выяснилось, не перечеркнул эти мечты. И все-таки, почему именно сейчас он решил стать фотографом?

– Если честно, мне трудно ответить почему. По природе я довольно медленный человек. Ненавижу спешить, суетиться, принимать быстрые решения. Мне необходимо время, чтобы понять, чего я хочу, без чего не смогу обойтись, а от чего можно отказаться. Когда целиком отдаешься актерской карьере или начинаешь сам снимать кино (а у меня на счету два фильма, где я выступил еще и как режиссер), то, разумеется, не до фотосъемок. Но мысль о фотографии не давала мне покоя все эти годы. Каждый раз, когда оператор выставлял кадр или фотограф наводил на меня объектив, я просчитывал про себя: нет, я бы это сделал иначе, или – с этой композицией надо бы еще поработать, или – нет, свет не тот. Конечно, каждый должен делать свое дело, поэтому я старался не вмешиваться в процесс. Но как только мне представилась такая возможность, я почувствовал себя абсолютно счастливым. Главное – все эти уроки, приобретенные в юности, никуда не делись.  Все, что я делал в кино, строилось на фундаменте моей бесконечной любви к фотографии.

Конечно, как любому фотографу-дебютанту, Венсану Пересу еще предстоит обрести свой почерк, собственный авторский стиль. Пока в его работах угадывается влияние то Картье-Брессона, то Доминик Иссерман, то Ричарда Аведона. Нет, Венсан им не подражает впрямую, но о них помнит. А помнить, в общем, не обязательно. Наверное, сказывается актерская привычка знать наизусть не только свои, но и чужие реплики. При этом в его балетных кадрах есть и что-то свое. Острый внешний ракурс, неожиданный внутренний монтаж. Есть холодная безжалостность общих планов. Улыбчивый, веселый шармер, Перес почему-то думает, что видит мир ­балета глазами неунывающего ­Фанфана-Тюльпана, а на самом деле он смотрит на него грустными глазами маркиза де Ла-Моля из «Королевы Марго».

Актерское прошлое Венсана тяготит. Он знает: публика, полюбив один раз, не прощает измен. Зачем отнимать хлеб у тех, кто не обладает ни твоей внешностью, ни актерским талантом? Зачем фотографировать самому, когда десятки профессионалов только и ждут того момента, чтобы направить на тебя свой объектив?

– У монеты две стороны: с одной я – актер и режиссер, с другой – фотограф. Ради того чтобы начать новую карьеру, может быть, даже придется придумать псевдоним. Какой? Я еще не придумал. Но наверняка он будет связан с Россией.

С Россией у Переса давние отношения. Он любит сюда приезжать. Было у него два российских фильма: «Линия жизни» и «Код апокалипсиса», не слишком украсивших его фильмографию, но он относится к этому спокойно. Важнее, что это был потряса­ющий опыт, который и подтолкнул его начать карьеру фотографа.

В 2011 году в московской галерее RuArts открылась первая большая выставка Венсана, которая называлась «Из Парижа во Владивосток», – что-то вроде путевого дневника, сделанного ироничным и любознательным иностранцем. А недавно состоялась премьера его нового проекта, посвященного исключительно балету.

За кулисы Большого театра Венсана привел Николай Цискаридзе. Туда ведь так просто не попадешь: Большой – режимное предприятие. Но под покровительством и при поддержке Николая многое стало более доступно и понятно.

– Нам всем время от времени снятся сны. Иногда их хочется запечатлеть на пленку, увидеть их наяву. Балет для меня и есть такой сон. В Парижской опере я работал с такими звездами, как Николя Ле Риш и Сильви Гиллем. Мне хотелось постичь суть этой профессии, уловить ускользающее движение. И знаете, что я понял, изведя километры пленок и тонны фотобумаги? Это невозможно. Сон останется сном. Чем прозрачнее, чем воздушнее танец, тем нереальнее его запечатлеть. Хотя я честно старался. И что-то, надеюсь, получилось.  И еще одна из ключевых тем моего проекта – женское и мужское начало в балете, границы которого так зыбки и изменчивы. Я очень люблю наблюдать за танцовщиками за кулисами, смотреть, как они разминаются, разогреваются. Многие из них выглядят как тяжелоатлеты, а потом какая-то доля секунды – и они вылетают на сцену невесомые, грациозные, изящные. Но я-то знаю, какой невероятный труд стоит за этой легкостью. Мне хотелось проследить весь процесс: ожидание перед выходом, сложнейшие пируэты и туры в воздухе, аплодисменты, и снова кулисы, возвращение к реальности… Работать с русскими танцовщиками было невероятным счастьем. И встреча с Николаем Цискаридзе и его учениками, и все наши съемки в Большом. Это ведь только на первый взгляд кажется, что речь идет о балете. А на самом деле это история про жизнь, которая продолжается, несмотря ни на что, которая неистребима как танец, как пламя. Остановить невозможно. Потушить нельзя. Можно только любоваться издали, не приближаясь слишком близко.С

Обсудить на сайте