Лучшее за неделю
Антон Сазонов
15 марта 2013 г., 09:30

Кино на «Снобе»: Тайна «GQ» в фильме Андрея Мерзликина

Читать на сайте

Андрей Мерзликин — артист, не нуждающийся в особом представлении: актерское образование — ВГИКовская мастерская Евгения Киндинова — стало для него третьим (по первому он радиотехник космического машиностроения, по второму — экономист) и самым верным. Он проснулся знаменитым после роли Димона Ошпаренного в «Бумере». С тех пор сыграл в нескольких десятках картин, включая «Жмурки», «Май», «Качели», «Россию-88», «Утомленных солнцем — 2», «Брестскую крепость», «Шпиона», «Бориса Годунова», «4 дня в мае», «Рассказы» и «Синдром дракона». Теперь Мерзликин — режиссер, дебютировавший мистическим полутриллером-полуанекдотом «GQ». Посмотрите, что скрывается за этими буквами, пока сам Андрей отнекивается от новой для себя профессии.

This browser does not support the video element.

Об авантюрах. Этот фильм стал для меня еще более удивительным, чем для окружающих. Я сам сильно удивился тому, что произошло. Но это не был дебют в качестве режиссера, потому что именно в режиссуру я не перешел и пока не перехожу. Вообще, все, что я в своей жизни делал, всегда было связано с разного рода авантюрами, скажем так, и «GQ» — тоже эксперимент. Даже мой приход в актерскую профессию — это, по большому счету, еще одна жизненная авантюра, которая со временем переросла в профессию и любимое дело. Возможность что-то снять самому, побыть по другую сторону камеры у меня была давно, благодаря моим друзьям-продюсерам, но я этому долго сопротивлялся. Но в какой-то момент они уже просто надавили, приехали и прижали к стене: «Андрей, все, ты, пожалуйста, не отказывайся, мы постараемся тебе всем помочь». И я сказал: «Давайте». В итоге я очень рад, что преодолел собственную робость. Страха не было, но была немножко неловкая такая ситуация. И обратной дороги нет. Теперь не могу сказать, что это была разовая акция. Наоборот, я чувствую, как во мне зреет желание повторить этот опыт. Только уже более осознанно, более серьезно, более профессионально. За это время во мне родилось еще больше уважения к этой профессии, я по-другому стал читать титры каждого фильма, потому что понимаю теперь, что стоит за каждой фамилией.

О друзьях. Друзья-продюсеры, о которых я говорил, — это Анастасия Кавуновская и Андрей Кретов. Зрители их знают как продюсеров «Рассказов» Миши Сегала. У нас с ними многолетняя дружба. А с Сегалом мы подружились еще лет так двенадцать назад, а на съемках «Рассказов» произошло единение всего нашего творческого коллектива. И так получилось, что именно ребята обратились с просьбой к Мише написать для меня сценарий. Сценарий оказался подарком на Новый год, а в конечном итоге на день рождения (24 марта. — Прим. ред.). Миша отнесся к вопросу серьезно, подарив мне синопсис «GQ». Настя и Андрей подарили мне запуск. И если бы не ребята, конечно, вряд ли появился бы этот фильм.

О диалогах. Сценарий мы с Михаилом обговаривали. Миша задавал вопросы, как сценарист, что мне интересно в этой жизни, что любопытно. Провел некое интервью со мной же. Я ему подробно рассказал, что мне было бы интересно рассказывать в кино. Синопсис он мне показал уже после этих встреч. Синопсис мне очень понравился, и Миша принялся писать сценарий. Я в этом процессе не участвовал. Единственное, что я туда привнес, — это монолог так называемого айтишника. Для этого я обращался к профессионалам — людям, которые работают системными администраторами. По моей просьбе они сочинили нам абсурдный монолог на трех листах, где люди говорят на профессиональном сленге. До известного размера я его потом сам сократил.

О смаке. Гостиница, в которой происходит действие фильма, находится в центре Москвы. Другого варианта у нас не было. Хотя по сюжету закладывалось, что это будет более сельская местность, более провинциальный интерьер и более провинциальная атмосфера, в которую погружается человек из столицы. Для экстерьерных съемок мы уже выезжали. Снимали в Новом Иерусалиме, в московской области. Хотя было бы интересно уехать куда-нибудь совсем-совсем далеко. Вот я сейчас нахожусь около Старой Ладоги, далеко за Петербургом, и я думаю, что здесь вся эта история и могла бы происходить. Но, несмотря на все недостатки, которые мне видны, я доволен тем, что мы сняли. В этом и есть смак — рассказать историю, которая у тебя внутри, пользуясь только тем, что есть под рукой. И я скажу честно, хотя, может, это и не очень высокая планка, но фильм получился даже больше, чем я, Андрей Мерзликин, на тот момент задумывал. Ведь затевалось все это, в принципе, ради ошибок.

О кулаках. То, о чем я хотел бы рассказать в полном метре, для меня давно сформулировано: и темы, и структуры, и системы этих будущих картин. Они внутри уже давно живут, и то, что я иногда их проговариваю в присутствии некоторых людей, и заставило этих людей попробовать меня подтолкнуть от слов к делу. К полному метру можно было бы приступить прямо сейчас, но я специально торможу это дело. Потому что во мне родилось не просто гигантское уважение к этой профессии, а понимание серьезности такого шага. Я хочу, чтобы эта картина была четко сформулирована уже на подготовительном этапе. Только когда я точно пойму, когда сформулирую это, только тогда я смогу кинуться уже в эту драку. А производство картины я теперь называю боксерским рингом. И прежде чем начать махать кулаками, я должен точно знать, что я в форме, я тренировался, я готовился к бою. Поэтому на данном этапе я хочу точно понять, на какой из двух-трех историй, которые у меня в голове есть, я остановлюсь. Но я не думаю, что об этом стоит говорить прямо сейчас и это будет результатом ближайших нескольких лет.

Об уважении к ремеслу. Современные тенденции в кинообразовании лишают молодых режиссеров обучения ремеслу. Мне кажется, эта тенденция не очень верна. Все-таки нужно владеть кино как видом ремесла, и очень важно изучать те рычаги, которыми можно зрителем — плохое, правда, слово — манипулировать, уметь вызывать эмоции определенными способами, которые не зря же наши предки изобретали, знали и понимали. У нас почему-то самобытность режиссеров перешагнула через ремесло. Слово «ремесло» стало даже немножко ругательным, как будто это не талантливая черта профессии. Я вот думаю, что нет, как раз очень важно побыть простым рабочим на съемочной площадке, потому что хороший режиссер — именно рабочий в профессии. Молодому режиссеру хорошо бы по возможности пойти поработать в административном департаменте. Потом какое-то время понаблюдать на практике, как у больших режиссеров проходит процесс препродакшна. Мне как актеру в этом смысле повезло: я видел разных режиссеров за работой на всех этапах производства. Мне эти процессы очень интересны. Интересны до того, что хочется повторять их самому.

О самом важном. Ребята отправляли «GQ» на все фестивали, на которые только можно было. Где-то брали, где-то нет. Это уже вопрос другой. Точно знаю, что фильм показывали в Париже на Неделе русского кино. Я был в этот момент в Париже, но не представил кино, потому что не знал о показе. Две недели его там показывали, и надо сказать, что отзывы мы получали очень хорошие. По крайней мере, фильм поняли. Ведь интернет-зависимость — это интернациональное заболевание, понятное людям и в Америке, и в Китае, и во Вьетнаме. Возможно, эта тема раскрыта не до конца, но я и не ставил такой задачи перед собой. Иногда задать вопрос намного важнее, чем ответить на него. Еще важен юмор, ирония. За то, что в фильме появился юмор, я благодарен судьбе, потому что узнаваемость некоторых вещей просто заставляет нас улыбаться. И это очень здорово.

Другие фильмы проекта:

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу koroche@snob.ru

Обсудить на сайте