Лучшее за неделю
Вадим Рутковский
16 апреля 2013 г., 14:49

Вадим Рутковский:  Звериный секс и Министерство культуры

Как ведомство Владимира Мединского внедряет цензуру, официально в России не существующую
Читать на сайте

Вы помните скандал, разгоревшийся прошлым летом? Тогда обладатель «Золотого тигра» Роттердамского кинофестиваля, вполне себе выдающийся фильм «Клип» сербского режиссера Майи Милош не получил прокатное удостоверение: запретительный документ был подписан рукой Ивана Демидова. Босс музобозовского человека в черных очках Владимир Мединский публично ругал «Клип» последними словами, что не помешало петербургскому фестивалю «Послание к человеку» пригласить Милош в жюри, правда, без «Клипа» (незадолго до этого показанного во внеконкурсной программе ММКФ). Все нормальные СМИ, и мы в том числе, откликнулись на эту возмутительную ситуацию и написали, что в цивилизованном мире ситуацию с откровенными фильмами решают возрастные ограничения. Это было за считаные недели до начала развернувшейся в России оргии с этими самыми ограничениями — вы не могли не обратить внимание на аршинные цифры «16+» и «18+», украшающие сегодня все афиши (включая совсем абсурдные надписи «Детям старше 18 лет» — тут на ум не приходит ничего, кроме анекдота: «Вовочка, но он же мальчик! — Ничего себе мальчик, 23 года!»). Исходя из этого, в России лицам допризывного возраста нельзя смотреть, слушать и читать ничего.

Но это все риторика. Параллельно истории с запрещением «Клипа» по-тихому разыгрывалась другая. Возможно, мы бы никогда о ней и не узнали, если бы жили за железным занавесом и не могли сравнить оригинал с теми версиями фильмов, что попадали в советский прокат. Купюры, вносимые советскими цензорами, были хотя бы понятны: из комедии «Откройте, полиция», например, вырезали счастливый финал — не должно быть хэппи-энда в фильме о коррумпированной полиции. Из переименованной в «Новых амазонок» «Секс-миссии» удалили не секс, а политическую сцену — разгром лагеря инакомыслящих декаденток. Сиськи-письки, само собой, тоже вырезались (чему, кстати, был посвящен очень смешной скетч Геннадия Хазанова), что, впрочем, не помешало выходу в широкий прокат полной версии «Однажды в Америке» или «Легенды о Нарайяме», где, кроме обильного человеческого секса, есть эпизод, в котором герой пользует пушистую лайку.

В СССР к искусству относились не в пример уважительнее, чем в новой России, и художественные достоинства могли усмирить даже злых редакторов. Уже в начале 2000-х я узнал от вгиковской однокурсницы, что на Первом канале существует отдельная служба, вырезающая из фильмов «сомнительные» эпизоды, но я к тому времени телевизор уже не смотрел; черт бы с ним, с Первым и всеми прочими прокремлевскими каналами. Другое дело — кино; здесь, в конце концов, мы платим за билет и имеем право за собственные рубли посмотреть фильм в том виде, в котором его снял режиссер. Итак, об истории, случившейся одновременно с запретом «Клипа». Тогда в российский прокат вышла французская кинокомедия «Джунгли зовут: В поисках Марсупилами». Детский, очень детский фильм популярного комика Алена Шаба, больше похожий на детсадовский утренник и веселую песенку (там еще звучит Селин Дион, которой поклоняется белый диктатор страны Паломбии, но это не важно, драматургически фильм построен как коллаж озорных дурашливых песенок). В одном из эпизодов разыскивающий редкого зверя Марсупилами комический дуэт из Алена Шаба (он играет трусливого тележурналиста, отправленного на задание в Африку в целях повышения рейтинга своей передачи) и Джамеля Деббуза (этот однорукий артист, любимец Люка Бессона и звезда его «Ангела А», изображает местного пройдоху-ветеринара) попадает в плен к дикарям. Герои ожидают решения своей участи закопанными по горло в землю, как Саид из «Белого солнца пустыни». И тут с ними случается то, чего не увидели российские дети и их родители — мне повезло открыть правду, оказавшись в компании французских друзей, чьи малыши пересматривали «Марсупилами» на DVD. В кадр вбегает озорной песик и, влекомый зовом собачьей плоти, пристраивается к уху Джамеля Деббуза, чей герой до этого не раз повторял: «Звери меня любят». Вот и песик его полюбил.

Французская малышня хохочет — в отличие от чиновников Минкульта. Предполагаю, что они схватились за сердце и возопили: «Порнография!» Нет, никто напрямую не требовал вырезать эпизод, но фильму — на все сто детскому — решили дать ограничение. Да, «18+». Что, само собой, было равносильно прокатной смерти. В итоге компания «Вольга» с разрешения Алена Шаба вырезала веселого пса.

Это было бы гомерически смешно, если бы не было так грустно. Боюсь, этот случай не окажется уникальным. Понятно, что цензура, как и разруха, в первую очередь в головах — устроители мероприятий лепят «18+» на все что ни попадя из соображения «как бы чего не вышло». Вряд ли кто-то принуждал рекорд-лейбл, выпустивший диск Александра Ф. Скляра «Слово и дело», запикивать «матное» слово в песне «Не реви» (впервые она без всякого писка прозвучала на альбоме «Песни моряков» в 2008 году) — чего проще, шлепнуть на коробку с диском наклейку об экспрессивной лексике. В который раз переносится дата выхода фильма Хармони Корина «Отвязные каникулы»: из него вырезать ничего не возможно, если уж вырезать, так все, кроме финальных титров. Вот, похоже, прокатчики и не знают, как поступить.

Я вот думаю, может, надо с такой квазицензурой бороться, используя закон о защите прав потребителей? Вы купили билет и, если хронометраж фильма, показанного в кинотеатре, отличается от официального (его легко найти в сети, хотя бы на сайте imdb.com), можете требовать деньги назад. Должен быть выход. Раз уж нам так «повезло», что культурой в стране заведуют люди с менталитетом персонажа из песни Высоцкого: «Был в балете — мужики девок лапают!»

 

Читайте по теме:

Вадим Рутковский: Секс, наркотики, Господь Бог

Обсудить на сайте