Юрий Брисов: Эскалация конфликтов по всему миру поражает
Выставка World Press Photo параллельно идет в нескольких городах мира. Ее посещают около трех миллионов человек по всей планете. Цель выставки, как отмечает координатор Эрик де Круйф, не только в том, чтобы развивать фотожурналистику, но и в том, чтобы освещать потенциально значимые темы.
Эрик де Круйф проводит краткую экскурсию по экспозиции для участников проекта «Сноб», заостряя внимание на тех работах, которые, на его взгляд, особенно значимы. Конечно же, это работа Пола Хансена, который занял в этом году первое место. Он сфотографировал погребальную процессию в Газе после бомбардировки города израильскими войсками. Другая фотография — Альтафа Кадри, получившая почетное упоминание жюри и привлекшая к себе особое внимание посетителей выставки. На ней изображен индийский ребенок в бесплатной уличной школе. «Фотожурналистика позволяет нам не просто смотреть на то, что происходит в мире, но и принимать в этом активное участие. Многие люди, узнав о таких бесплатных школах в Индии, захотели вложить в них деньги», — рассказывает Эрик де Круйф.
Следующая фотография — это женщина, которую долгое время избивал ее муж. Когда она подала на развод, тот вылил ей на лицо кислоту. Затем фотография авторства Мики Альберта. На ней изображена женщина, сортирующая мусор на свалке. Но в данный момент она с улыбкой читает какую-то книгу. Де Круйф рассказывает, что именно эта улыбка женщины и тот факт, что каждую свободную минуту она пытается учиться читать, привлекли жену голландского принца, которая состоит в организации по распространению грамотности в мире. Один из экскурсантов замечает, что улыбка женщины напоминает улыбку Моны Лизы.
Эрик де Круйф предлагает посетителям выставки самим посмотреть фотографии, обращая внимание на их описание. За каждой фотографией скрывается какая-то история — обычно о войне, бесправии, безразличии, грубости и боли.
Каждый год World Press Photo возит по миру фотографии-победители, и каждый год мнения посетителей диаметрально расходятся. Юрий Брисов прокомментировал ее так: «Выставка производит потрясающее впечатление. Я стараюсь каждый год ее посещать, и заметил тенденцию на ужесточение, не только с эстетической точки зрения. Эскалация конфликтов по всему миру поражает. Фотографии всегда так сгруппированы, что после выставки сложно прийти в себя». Иного мнения придерживается Тина Кубрак: «Я несколько раз посещала эту выставку, и мне кажется, что в прошлом году было больше интересных фотографий. Сейчас глаз ни за что не цепляется. В прошлом году работы — как фотографии — были интереснее, а в этом году это чисто социальный проект».
Примерно так же делятся на два лагеря и другие посетители выставки. С одной стороны, очевидна ценность этого проекта — показать тем, кто живет в довольстве и достатке, что происходит в странах третьего мира. С другой стороны, уже не первый год многих смущает позиционирование World Press Photo как конкурса фотографов. Зачастую эти работы не шедевры фотографии, а просто удачно пойманные моменты, быстрая реакция, профессиональная техника, бесстрашие, что, конечно, само по себе ценно, и репортерский профессионализм. Но можно ли за это присуждать звание лучшего фотографа года?