Стас Жицкий: Разные любови
Владимир Шаров. Старая девочка (Аст, 2013)
Писатель Шаров известен своим крайне альтернативным, чтобы не сказать параноидально-разнообразным взглядом на то, как оно все в новейшей и кровавой российской истории происходило. Впрочем, оно и в действительности происходило настолько фантасмагорически, что никакие писательские придумки уже не смогут гипертрофировать советский абсурд настолько, чтоб он перешел на полноценно кафкианский уровень. В рамках этого романа мы имеем историю волшебного превращения жертвы в угрозу: одна женщина придумала повернуть вспять революцию мистическим, но не вполне понятным образом, а Сталин с приспешниками, восприняв ее как угрозу, задумал ее победить и отследил все линии ее любовных отношений, отловил всех участников этих процессов и кандидатов на участие – и так начал бороться с ее любовями и любовями к ней, что запутал читателя вязкими бредовыми фантазиями... Ох, не Сталин, конечно, запутал, а автор альтернативного Сталина. Гимн ли это страдальческой любви? Не уверен. Панегирик ли это страдальцам? Вероятно.
Ханна Кралль. Королю червонному – дорога дальняя («Астрель», Corpus, 2013)
Это история о том, как любящая еврейская жена решила любым способом спасти своего мужа во время Второй мировой в Польше. Она кем-то близким жертвует, она предает себя, она себя практически уничтожает, руководствуясь только необходимостью освободить любимого. Неэмоционально, но подробно описано, как эта женщина добирается до своего мужа – без излишних душераздираний, эдак псевдодокументально, но как раз эти оставшиеся за строками раздирания души так прочитываются между строк, что становится не по себе. Не дай нам Бог такое прожить и испытать, потому что эта небольшая книжка – квинтэссенция сдержанно и обреченно описанных, тем не менее радикально трагических человеческих переживаний. Я не знаю, взята ли эта история из жизни, но чувство подлинности эмоций свидетеля, соучастника, соглядатая – оно преследует, и нормальному человеку от него не отвязаться. Что и хорошо, я полагаю. Нечего отвязываться, надо, надо это чувствовать и запоминать.
Джон Бойн. Абсолютист («Фантом пресс», 2013)
У писателя Бойна загадочным образом получилось соорудить увлекательную трагедию. Причем увлекательность ни в коей мере не вышла ни кощунственной, ни занижающей уровень трагедийности. Этот интригующий нарратив – о любви и дружбе во время Первой мировой войны, точнее, о дружбе, переросшей в любовь одного британского новобранца к... другому (нет-нет, это не пропаганда гомосексуализма, потому что такой любви и врагу-то не пожелаешь – какая уж тут агитация). Автор крайне натуралистично воссоздал не просто бытовые детали и обстановку на фронте, а некий витавший дух, психологическое состояние – то есть ситуацию в социуме, а не просто относительно похожие на жизнь картинки. Мало кто нынче берется описывать тогдашний антураж и уж тем более настроения – я не припомню свежих романов про те времена. А почему именно в те времена потребовалось поместить сюжет – оно по прочтении становится ясно: проблемы долга, нравственного выбора, ну и, что поделать, однополой любви нынче имеют иные нюансы.