Лучшее за неделю
Ирина Осипова
10 октября 2013 г., 18:55

Дизайн как образ жизни

Читать на сайте
Фото: Emilio Tremolada

Слово «дизайн» звучит совсем не по-русски, и дело здесь вовсе не в этимологии, а в том, что все ассоциации, связанные с ним, уводят куда-то далеко, в заграничные дали. Ну в крайнем случае к прозрачным стульям Филиппа Старка. Московская неделя дизайна (впрочем, ее логотип тоже логично англоязычный – Moscow Design Week) четвертый год подряд показывает и рассказывает, как может выглядеть наша жизнь, целиком покорившаяся стилю. «Раньше если задавался вопрос: что такое дизайн, начинались разговоры про роскошь и недосягаемость. Но дизайн как раз не про это, – рассказывает основатель MDW Александр Федотов. – На деле это то, что окружает каждого горожанина ежедневно. Канцелярскую скрепку ведь тоже придумал профессионал. Сейчас уже есть понимание, что дизайн – неотъемлемая часть культуры».

На главной площадке MSD в Artplay в какой-то момент может показаться, что это продолжение московской биеннале – так ловко смешались во многих предметах функциональность и визуальная эстетика, что границы уже не найти. «Неделя дизайна в этом году берет курс на творчество», – подтверждает Федотов. Главное здесь – не звездный статус участников (хотя без мировых суперзвезд, конечно, не обошлось), а идеи, не ограниченные шаблонами, и мастерство, которое даже у признанных мастеров стоит на первом месте. Вот стеклянная скамья Рона Гилада, хрупкая на первый взгляд, но прочная на деле. Вот его же зеркала, твердые на деле, мягкие на вид – Гилад мнет их, перевязывает жгутами, загибает края, подглядывая в зазеркалье. Вот то ли ледяное, то ли карамельное оплывающее кресло Алессандро Чиффо цвета фантазий безумного абстракциониста. Или «серебряная» мебель Андреа Сальветти. Все это – часть ключевого проекта Design SuperAntiHeroes. По мысли куратора Грегорио Спини, последний большой всплеск авангардной мысли в сфере дизайна пришелся на 1980-е годы и был настолько мощным, что и сейчас, через тридцать лет, мы все еще пережевываем и перевариваем его результаты. Героев тех лет из двух ярких миланских центров – галереиDilmos и студии Alchimia – он нам и показывает.

Дальше еще интереснее. В специальной экспозиции Словении, маленькой молодой страны, где рождается неожиданно много свежих идей, каждый предмет удивляет если не внешностью, то технологией. «Кресло битника» со встроенной стереосистемой. Или видеокамера в стильном деревянном корпусе. Или стул, похожий на поклонника, который, став на одно колено, делает вам заманчивое предложение (на самом деле он собран из двух планок в виде буквы L с вязаным носком на спинке для мягкости). Наконец, в центре словенской экспозиции – проект P. A. T. H., созданный инжиниринговой компанией Riko и Филиппом Старком, который пожаловал в Москву собственной персоной. Вместе они придумали собирать дома, как конструктор «Лего» или любимую кухню, – быстро (буквально за полгода), из типовых, но по-старковски стильных элементов, полностью под вкус владельца.

Но и это еще не все. Перекидывая мостик от того, где мы живем, к тому, что носим, на неделе дизайна журнал Numéro представляет отдельный проект – знаковые (и самые безумные) предметы одежды, созданные в XXI веке дизайнерами и архитекторами вроде Айрис ван Эрпен и Захи Хадид. Несколько городских маршрутов проходит через выставки в некоммерческих галереях и шоу-румах российских дизайнеров. Словом, дизайн — он повсюду, не закрывайте глаза.

Обсудить на сайте