Лучшее за неделю
Стас Жицкий
22 октября 2013 г., 13:01

Стас Жицкий: Счастливая  девочка, мнимая смерть и ужин. Три книги о семейном счастье и драмах

Читать на сайте
Фото: Jean Berard/Gallery Stock/All Over Press

Нина Шнирман. Счастливая  девочка растет (Corpus, 2013)

Пару лет назад нас порадовали первой книгой воспоминаний Нины Шнирман под названием «Счастливая девочка», и если вы тогда не получили свою порцию радости, то лучше начните с самого начала. А эта книга — хронологическое продолжение мемуаров ребенка — да-да, именно так, потому что у автора немыслимым образом получилось поглядеть на свою детскую жизнь тогдашними наивными глазами и рассказать про нее ужасно трогательным языком (при этом весьма литературно богатым).

Как это вышло, ума не приложу. Ведь человек обычный поневоле трансформирует свое былое, подкладывая накопившийся опыт и подстраивая прошлые ощущения под сегодняшнее свое состояние. Но не менее замечательно и другое: обе книги буквально пронизаны любовью и теплым семейным счастьем — вопреки темноте и страху описанных времен: довоенных, военных и послевоенных. Волшебна была семья Шнирман, и это волшебство, и эта книга осчастливливают тех, у кого жизнь сложилась, вероятно, чуть менее безоблачно. 

Томас Энгер. Мнимая смерть (Corpus, 2013)

Новое для русского любителя трагично-динамичных книжек имя — норвежский журналист написал мрачный и болезненно-увлекательный роман о норвежском журналисте, который потерял все самое дорогое в жизни и, еще не оправившись от личного кошмара, берется за самостоятельное расследование кошмара чужого: в пригороде Осло нашли труп девушки, забитой камнями и замученной как бы по законам шариата.

Начавший читать этот триллеродетектив, леденящий то, что по закону жанра полагается леденить, сначала и не поймет: а при чем тут семейные проблемы? Но, как выяснится к концу, именно они-то и послужили катализатором преступления — точнее, даже нескольких. Не боюсь сообщить это будущему сопереживателю, потому что он все равно не догадается, кто прав, кто виноват. Хитрость закрутки сюжета такова, что, напуганный и заинтригованный, читатель будет со своими догадками постоянно идти по ложному или кружному следу. Но журналист Хеннинг Юль выведет виновных на чистую воду, а читателя — к разгадке. 

Герман Кох. Ужин («Азбука», 2013)

Дело происходит в ровной и гладкой Голландии (да и сам автор голландец). Две супружеские пары — братья с женами — собрались элегантно и нудно отужинать в дорогущем ресторане. Один брат — безработный бывший учитель, другой — аж потенциальный премьер-министр, их дети дружат, они сами делают вид, что вроде как тоже.

Ну, собрались да отужинали бы, казалось, — и писать целую книгу тут совершенно не о чем. Но, как выясняется, под внешним глянцем буржуазной скукотищи кипит обширный набор нешуточных страстей, роятся этические дилеммы, таятся семейные секреты, и ошарашенный читатель постепенно обнаруживает, что герои совсем не те, кем показались вначале, и чем дальше — тем больше не те. Ближе к десерту мы уже знаем о них много всякого (в основном не очень хорошего), но так до конца ужина и не сможем догадаться, как будут решены главные вопросы (ради чего, как выяснилось, они и собрались): что сильнее и важнее — любовь или честность, как далеко можно зайти в своей любви... И в ненависти — тоже.

Обсудить на сайте