Игорь Ганжа: Экранный образ Познера — последнее, что мне хотелось бы продемонстрировать
Изначально проект «Познер. Большой портрет» должен был выйти только в виде трехкилограммовой фотокниги, но потом он стал интересен Московскому музею современного искусства и аукционному дому Sotheby’s. Черно-белые снимки, в которых Владимир Познер отражается словно в серебряных зеркалах, показывают незнакомые аспекты жизни и эмоции телеведущего и раскрывают секрет интеллектуального тонуса, в котором он поддерживает себя несмотря на 79-летний возраст.
Главный герой выставки вписан во множество декораций и обнажен, иногда эмоционально, иногда и физически, в разумных пределах. Вот он выпивает со своим другом на Дорогомиловском рынке. Фото называется «Игра: Найди Познера» — герой пьет и закусывает прямо среди натюрмортов, разложенных на прилавках. Вот он с выражением лица как у легионера на поле боя готовит спагетти аль олио. «Как вы знаете, господин Познер носит святое для любого русского православного имперского сознания имя Владимир Владимирович. В этом зале инициалы “В. В.” можно расшифровать как “Веселый Вивисектор”, — комментирует серию Игорь Ганжа. — По тому, как он готовит, видно, что еде несдобровать». Ганжа рассказал, что герой фотопроекта специально не обнажался и не делал зверского выражения лица, но готовит так постоянно: «На этой маленькой кухне действительно жарко, поэтому фартук Познер надевает на голое тело». Телеведущий очень любит принимать гостей и самостоятельно для них готовить.
Вот он до и после передачи. Здесь то, что всегда остается за кулисами. Это сердце экспозиции: трансформация Познера в экранную персону задокументирована именно в этой серии. Процесс наложения грима, медитация перед выходом в эфир. Самая эмоционально насыщенная фотография: Познер в лифте «молится телевизионному богу и апостолу Эрнсту, чтобы эфир прошел удачно».
Вот он в спортзале, среди нагромождения непонятных пластиковых и металлических конструкций. По словам фотографа, он похож на постаревшего Брюса Уиллиса, одиноко летящего на космическом корабле спасать планету. «Он постоянно занимается спортом, несмотря на свои годы, в которые Леонид Ильич Брежнев уже не мог связать и двух слов».
Архитектор выставки Катя Бочавар, сделавшая исключительное «Архстояние» в этом году, придумала сложносочиненное звуковое сопровождение к снимкам. Музыка на подходе к «спортзальной» серии звучит как эмбиент с сухими щелчками драм-машины, но по мере приближения к последнему залу звуки космоса совершенно неожиданно отслаиваются от щелчков, которые вдруг превращаются… впрочем, приходите сами и услышите. Экспозицию завершает динамичная серия фотографий. В конце экскурсии для участников проекта «Сноб» Ганжа отметил, что можно лишь этой группой снимков целиком рассказать историю про Познера, про его характер, образ мыслей и все остальное. Чтобы не смазывать эффект от первого взгляда на эти снимки, пусть они пока останутся секретом для тех, кто еще не ходил на выставку.
После экскурсии Игорь Ганжа поговорил с нами о своем герое.
СНа многих ваших фотографиях глаза Познера закрыты. Участница проекта «Сноб» Анджелина Джордан-Шувалова, знающая Владимира Познера в жизни, говорит, что выставка демонстрирует другого Познера — Познера без глаз. Для нее вся сила экранного образа телеведущего заключена в его взгляде. Как вам такая мысль?
Сила не в глазах, сила внутри. И мне трудно сказать, через какие точки на теле она выходит на фотографии. Думаю, что если вы оторвете глаза от Познера и положите их отдельно от его лица на белый фон, вы не увидите в них ничего. Не нужно декомпозировать картинки. Ровно то, что в них есть, и рассказывает все о герое. Чтобы проверить, заключена ли сила в глазах, необходимо сделать выставку, состоящую только из глаз.
СЧто было сложнее всего в личном контакте с героем вашего проекта?
Ничего. Мы крайне мало взаимодействовали, только в работе над портретами. Но в моменты контакта он показал себя интересным собеседником с большим умением общаться, поэтому все было просто.
СА что было самым неожиданным?
Тоже ничего. Дело в том, что неожиданности бывают только тогда, когда ты что-то ожидаешь. Когда в предвкушении покоя тебя шарахает молнией или при ожидании тепла начинает идти снег. Начинать такой проект с какими-либо ожиданиями — значило проект на корню загубить. Если у тебя уже есть в голове готовый образ героя, как ты его будешь исследовать? Подправить задачу под ответ будет слишком большим искушением. Хочется верить, что я увидел человека таким, какой он есть.
СВы говорили, что лет десять не смотрите телевизор. Для вас Познер был совсем чистым листом?
Ну нет, у меня же есть интернет, я живу в обществе и прекрасно знаю, кто есть Познер.
СЯ имею в виду исследование различий между его реальным и экранным образом.
На пресс-конференции, посвященной открытию этой выставки, была девушка, которая спросила: «Где мы можем увидеть Познера, которого мы знаем?» Я ответил: «В ваших собственных фантазиях». Я не знаю, какого Познера они знают. Этот проект посвящен только исследованию человека. Разумеется, все мы защищаемся, и пролезть через защиту — интересная задача. Чтобы найти Человека, Ecce Homo. Его же все ищут, верно? Исследование экранного образа — последнее, что мне хотелось продемонстрировать. В самом слове «образ» уже нет настоящего, но есть некоторые усилия, приложенные для его построения.
Выставка «Познер. Большой портрет» продлится в ММСИ на Петровке до 24 ноября. 12 декабря она откроется еще на месяц на Гоголевском бульваре, 10.
Часть экспонатов будет продана на аукционе при участии Sotheby’s 12 декабря. Проведет его один из лучших европейских аукционистов, заместитель председателя «Сотбис-Европа» лорд Марк Полтимор. Все вырученные средства поступят в фонд Дуни Смирновой, оказывающий помощь детям-аутистам.