Вадим Рутковский: «Оскар» пролетел над «Сталинградом»
Начнем с самой любопытной для нас номинации — «Лучший фильм на иностранном языке». В длинном списке Россию представлял «Сталинград», имевший вменяемые шансы на попадание в пятерку претендентов. Увы, места нашему военному блокбастеру не нашлось — но академики отказались и от джентльменского набора фестивальных хитов — каннского триумфатора «Жизни Адель» Абдельлатифа Кешиша в претендентах тоже нет, как нет и историко-производственной анимации Хайао Миядзаки «Ветер крепчает» (он вместе с «Семейкой Крудс», «Холодным сердцем», «Гадким я — 2» и французским «Эрнестом и Селестиной» борется за приз в номинации «Полнометражная анимация»). Зато есть агрессивный антиизраильский и пропалестинский агитфильм «Омар», есть изысканный политический фильм камбоджийца Рити Пана «Пропавшие фотографии» (я писал о них в репортажах из Канна), есть только что вышедший в наш прокат «Разорванный круг» фламандца Феликса Ван Гронингена, аж позапрошлогодняя «Охота» Томаса Винтерберга и помпезная «Великая красота» Паоло Соррентино, уже отхватившая «Золотой Глобус».
Охотники строить оскаровские прогнозы часто опираются на фаворитов премии «Золотой Глобус» — ее в январе вручают иностранные журналисты, аккредитованные в Голливуде. Как правило, среди номинантов на обе награды много одинаковых названий, но финальные решения разнятся. Безусловно, отхватившие «Глобус» «12 лет рабства» (в номинации «Лучший фильм — драма») и «Афера по-американски» (в номинации «Лучший фильм — комедия или мюзикл») вошли и в список претендентов на премию Киноакадемии в номинации «Лучший фильм», но прорицать им победу было бы опрометчиво. Это сильные конкуренты — насколько доходчивый по посылу, настолько же изощренный визуально фильм Стива МакКуина мог бы выглядеть холодноватым творением contemporary art, если бы не атмосфера ужаса и тревоги, превращающая его в мрачный приключенческий роман. Режиссер криминального ретро «Афера по-американски» Дэвид О. Рассел продолжает свою генеральную линию и упивается человеческой эксцентрикой — вдохновеннее, на мой вкус, чем в предыдущем своем фильме «Мой парень псих».
Соперничают с ними «Гравитация» Альфонса Куарона, наполняющая изумительно воссозданную космическую бездну банальными земными печалями, несколько остросюжетных биографий — «Капитан Филлипс» Пола Гринграсса, «Волк с Уолл-стрит» Мартина Скорсезе, одна биография сентиментальная — «Филомена» Стивена Фрирза, одна трагикомедия — черно-белая «Небраска» Александра Пейна, драма Вуди Аллена «Жасмин» и меланхоличная фантастика Спайка Джонза «Она» (приятно, что фильм в пуле основных номинантов, но рассчитывать он может только на «утешительный», имени «Гражданина Кейна» и «Криминального чтива», приз за сценарий).
Актрисы — конечно же, Кейт Бланшетт, гениальная синеглазая Жасмин из вудиалленовского шедевра, преодолевшая «Гравитацию», но не земную психотравму Сандра Буллок, горячая Эми Адамс — прима «Аферы по-американски», леди Джуди Денч за роль душевной простушки Филомены и Мерил Стрип — многократная оскаровская чемпионка, почти олимпийский мишка, то бишь талисман премии, за работу в «Августе, графстве Оседж». Ее партнерша по фильму Джулия Робертс номинирована за роль второго плана.
Среди претендентов на «Оскар» за главную мужскую роль — звезда «Далласского клуба покупателей» Мэттью Макконохи (мы отмечали актерские достижения Макконохи и его партнера Джареда Лито, номинированного за роль второго плана, в репортаже с Римского фестиваля), старина Леонардо ДиКаприо, обнажающий в улыбке зубы «Волка с Уолл-стрит», ветеран Брюс Дерн за роль в стариковской одиссее «Небраска», достойно переживший «12 лет рабства» Чиветел Эджиофор и мастер аферы по-американски Кристиан Бейл, традиционно играющий свои лучшие роли у Дэвида О. Рассела.
Среди пока не упомянутых номинанток за роли второго плана: напарница Кейт Блэншетт англичанка Салли Хоукинс, прошлогодняя лауреатка Дженнифер Лоуренс (конечно, не за «Голодные игры», а за «Аферу по-американски»), еще одна пенсионерка из «Небраски» Джун Сквибб и Лупита Ньонго — уроженка Мексики, выросшая в Кении и получившая актерское образование в США (пока оно пригодилось ей в образе садистски любимой героем Майкла Фассбендера рабыни из «12 лет рабства»).
Фассбендер тоже номинирован как лучший актер второго плана — его малодушный герой, который и бьет, и пьет, как любит, переигрывает даже главного мученика «12 лет рабства». Соперничают с ним уже помянутый выше Джаред Лито, сбросивший для роли больного СПИДом трансвестита опасное количество килограмм, тоже изрядно схуднувший Джон Хилл в «Волке с Уолл-стрит», исполнитель роли пирата в «Капитане Филлипсе» Бархад Абди (его заложнику Тому Хэнксу номинации, как ни странно, не досталось) и всегда одинаковый Брэдли Купер, участник «Аферы по-американски». Вполне себе название и для всей оскаровской авантюры, за которой, тем не менее, всегда увлекательно следить.