Начнем с самой любопытной для нас номинации — «Лучший фильм на иностранном языке». В длинном списке Россию представлял «Сталинград», имевший вменяемые шансы на попадание в пятерку претендентов. Увы, места нашему военному блокбастеру не нашлось — но академики отказались и от джентльменского набора фестивальных хитов — каннского триумфатора «Жизни Адель» Абдельлатифа Кешиша в претендентах тоже нет, как нет и историко-производственной анимации Хайао Миядзаки «Ветер крепчает» (он вместе с «Семейкой Крудс», «Холодным сердцем», «Гадким я — 2» и французским «Эрнестом и Селестиной» борется за приз в номинации «Полнометражная анимация»). Зато есть агрессивный антиизраильский и пропалестинский агитфильм «Омар», есть изысканный политический фильм камбоджийца Рити Пана «Пропавшие фотографии» (я писал о них в репортажах из Канна), есть только что вышедший в наш прокат «Разорванный круг» фламандца Феликса Ван Гронингена, аж позапрошлогодняя «Охота» Томаса Винтерберга и помпезная «Великая красота» Паоло Соррентино, уже отхватившая «Золотой Глобус».

Кадр из фильма «Охота»
Кадр из фильма «Охота»

Охотники строить оскаровские прогнозы часто опираются на фаворитов премии «Золотой Глобус» — ее в январе вручают иностранные журналисты, аккредитованные в Голливуде. Как правило, среди номинантов на обе награды много одинаковых названий, но финальные решения разнятся. Безусловно, отхватившие «Глобус» «12 лет рабства» (в номинации «Лучший фильм — драма») и «Афера по-американски» (в номинации «Лучший фильм — комедия или мюзикл») вошли и в список претендентов на премию Киноакадемии в номинации «Лучший фильм», но прорицать им победу было бы опрометчиво. Это сильные конкуренты — насколько доходчивый по посылу, настолько же изощренный визуально фильм Стива МакКуина мог бы выглядеть холодноватым творением contemporary art, если бы не атмосфера ужаса и тревоги, превращающая его в мрачный приключенческий роман. Режиссер криминального ретро «Афера по-американски» Дэвид О. Рассел продолжает свою генеральную линию и упивается человеческой эксцентрикой — вдохновеннее, на мой вкус, чем в предыдущем своем фильме «Мой парень псих».

Кадр из фильма «Афера по-американски»
Кадр из фильма «Афера по-американски»

Соперничают с ними «Гравитация» Альфонса Куарона, наполняющая изумительно воссозданную космическую бездну банальными земными печалями, несколько остросюжетных биографий —  «Капитан Филлипс» Пола Гринграсса, «Волк с Уолл-стрит» Мартина Скорсезе, одна биография сентиментальная — «Филомена» Стивена Фрирза, одна трагикомедия — черно-белая «Небраска» Александра Пейна, драма Вуди Аллена «Жасмин» и меланхоличная фантастика Спайка Джонза «Она» (приятно, что фильм в пуле основных номинантов, но рассчитывать он может только на «утешительный», имени «Гражданина Кейна» и «Криминального чтива», приз за сценарий).

Кадр из фильма «Она»
Кадр из фильма «Она»

Актрисы — конечно же, Кейт Бланшетт, гениальная синеглазая Жасмин из вудиалленовского шедевра, преодолевшая «Гравитацию», но не земную психотравму Сандра Буллок, горячая Эми Адамс — прима «Аферы по-американски», леди Джуди Денч за роль душевной простушки Филомены и Мерил Стрип — многократная оскаровская чемпионка, почти олимпийский мишка, то бишь талисман премии, за работу в «Августе, графстве Оседж». Ее партнерша по фильму Джулия Робертс номинирована за роль второго плана.

Кадр из фильма «Даласский клуб покупателей»
Кадр из фильма «Даласский клуб покупателей»

Среди претендентов на «Оскар» за главную мужскую роль — звезда «Далласского клуба покупателей» Мэттью Макконохи (мы отмечали актерские достижения Макконохи и его партнера Джареда Лито, номинированного за роль второго плана, в репортаже с Римского фестиваля), старина Леонардо ДиКаприо, обнажающий в улыбке зубы «Волка с Уолл-стрит», ветеран Брюс Дерн за роль в стариковской одиссее «Небраска», достойно переживший «12 лет рабства» Чиветел Эджиофор и мастер аферы по-американски Кристиан Бейл, традиционно играющий свои лучшие роли у Дэвида О. Рассела.

Кадр из фильма «Волк с Уолл-стрит»
Кадр из фильма «Волк с Уолл-стрит»

Среди пока не упомянутых номинанток за роли второго плана: напарница Кейт Блэншетт англичанка Салли Хоукинс, прошлогодняя лауреатка Дженнифер Лоуренс (конечно, не за «Голодные игры», а за «Аферу по-американски»), еще одна пенсионерка из «Небраски» Джун Сквибб и Лупита Ньонго — уроженка Мексики, выросшая в Кении и получившая актерское образование в США (пока оно пригодилось ей в образе садистски любимой героем Майкла Фассбендера рабыни из «12 лет рабства»).

Кадр из фильма «Пропавшие фотографии»
Кадр из фильма «Пропавшие фотографии»

Фассбендер тоже номинирован как лучший актер второго плана — его малодушный герой, который и бьет, и пьет, как любит, переигрывает даже главного мученика «12 лет рабства». Соперничают с ним уже помянутый выше Джаред Лито, сбросивший для роли больного СПИДом трансвестита опасное количество килограмм, тоже изрядно схуднувший Джон Хилл в «Волке с Уолл-стрит», исполнитель роли пирата в «Капитане Филлипсе» Бархад Абди (его заложнику Тому Хэнксу номинации, как ни странно, не досталось) и всегда одинаковый Брэдли Купер, участник «Аферы по-американски». Вполне себе название и для всей оскаровской авантюры, за которой, тем не менее, всегда увлекательно следить.