Закрытый показ фильма «Она»
Навострите ваши уши: при просмотре этого пятикратного номинанта на премию «Оскар» слух не менее важен, чем зрение. Потому что главную женскую роль здесь играет голос Скарлетт Йоханссон. А главную мужскую — Хоакин Феникс.
Наверное, главным сюрпризом при объявлении оскаровских номинаций стало попадание «Ее» в число претендентов на самый важный приз, за лучший фильм года. «Она» вопиюще не вписывается в киноакадемический стандарт — своей необычностью, интимностью и неторопливостью, немыслимой для современного, ориентированного на клиповое сознание Голливуда. Однако даже консервативный «Оскар» не мог не заметить «Ее» выдающихся достоинств.
У героев этой хрупкой любовной драмы нет аналогов. Персонаж Хоакина Феникса носит вычурное имя Теодор Твомбли и служит в организации, сочиняющей личные письма одиноким людям — такой вот способ синтетической душевности. Для Твомбли этот эпистолярный опыт — отчасти и терапия, помогающая пережить разрыв с женой. Он замкнут и отрешен, но не разучился влюбляться. Его избранницу зовут Саманта — проблема (или, наоборот, отсутствие проблемы?) в том, что у этого создания нет плоти: Скарлетт Йоханссон играет искусственный интеллект, в ее голосе Твомбли обретает и помощника, и любовницу, и друга...
Спайк Джонз, возможно, предсказал ближайшее будущее: уже сейчас многие подсаживаются на приложение Siri, способное ответить на вопрос о смысле жизни и посоветовать оптимальный вариант заказа пиццы. Но важнее любых футуристических прогнозов для Джонза чувства — это чертовски трогательное кино. Притом Джонз — романтик лишь наполовину, интеллект для него важен не только как составляющая Саманты: при всей завораживающей сентиментальности фильма, это еще и философское эссе об эгоизме и двойственности человеческой натуры.
И, при всей непохожести на голливудский конвейерный продукт, это еще и очень здорово сделанный фильм. Продумана каждая деталь футуристических костюмов и интерьеров. Пейзажи будущего внимательный Джонз рассмотрел в Шанхае и на озере Тахо. У него, кстати, не только острый глаз, но еще и очень хороший слух. Я сейчас не о возбуждающей вокальной хрипотце Скарлетт, а о саундтреке. Кстати, на «Оскар» номинированы и работа художника, и музыка, и песня, которую Джонз сочинил вместе с любимой своей исполнительницей Карен О, солисткой Yeah Yeah Yeahs, написавшей грандиозный саундтрек к предыдущему фильму Джонза «Там, где живут чудовища».
Есть персональная номинация и у Джонза — как автора оригинального сценария. И это практически культовая номинация: в ней часто побеждают слишком смелые для академиков работы — от «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса до «Криминального чтива» Квентина Тарантино.
17 февраля
Кинозал ГУМа
Сбор гостей в 19.00