Лучшее за неделю
Сергей Николаевич
15 февраля 2014 г., 11:30

Сергей Николаевич: Далай-лама, Параджанов, доктор Лиза и другие герои февральского номера

Читать на сайте
Фото: Данил Головкин

Больше всего люблю разговоры, которые завязываются во время путешествия под стук колес или в самолете. Самые откровенные исповеди и самые лучшие интервью состоялись именно так, когда глаза в глаза, и телефон отключен, и самые точные слова приходят сами собой. Конечно, тут многое зависит от собеседника, от его готовности быть откровенным, от его таланта и желания вспоминать. Этим даром, безусловно, владеет Алла Демидова. Она одна из немногих наших актрис, которая давно и с блеском освоила роль профессионального литератора. И в каждой своей публикации демонстрирует не только «память хищную», но и редкую способность создать законченный образ человека и даже легким контуром наметить линию всей его судьбы.

Ее портрет Сергея Параджанова, который мы печатаем в этом номере, едва ли не лучшее, что было написано о великом режиссере. Сергея Иосифовича я тоже немного знал, бывал у него в гостях в Тбилиси, видел, как он придумывает и мастерит свои коллажи. У Демидовой Параджанов получился романтичным, легким, летним, а я запомнил очень одинокого человека с черными, как уголь, глазами, трагически седого, зябнущего в холодной, почти не отапливаемой комнате (дело было в ноябре). Абсолютно бесстрастно, с потухшими глазами, он рассказывал мне какие-то страшные лагерные истории с подробностями, от которых стыла кровь. Впрочем, время от времени эти черные угли вспыхивали и загорались, и тогда начинался театр Параджанова с драгоценностями императрицы Елизаветы Петровны, с любовными письмами Лили Брик, с гранатами персидского шаха и хурмой с тбилисского рынка. Разумеется, все, кроме хурмы, было прекрасным вымыслом, который сам просился на кино- или видеопленку. Увы, тогда у меня под рукой не было ни айфона, ни видеокамеры, ни даже обычной «мыльницы». Шел далекий, хмурый 1983 год.

Фото: AP/Eastnews

Зато наш автор Владимир Раевский перед визитом к Далай-ламе экипировался куда более основательно, прихватив все имеющиеся гаджеты, чтобы запечатлеть эпохальную встречу. В результате получился замечательный очерк, точный, искренний и глубокий. Лично меня больше всего задели размышления Далай-ламы о том, как справляться с несчастьем. «Если трагедия уже случилась и есть возможность ее преодолеть, тогда нужно преодолевать и не печалиться. А если возможности нет, то тем более надо отнестись к этому как к факту».

Конечно, жизнь приучает к тому, что рассчитывать следует только на себя. Если, конечно, вдруг не случится чудо и на вашем пути не объявится какой-нибудь праведник или подвижник. Именно таким человеком в судьбе очень многих стала доктор Лиза Глинка. Благодаря ее фонду «Справедливая помощь» в России впервые заговорили о милосердии к тем, на кого раньше его не слишком-то было принято распространять, – к бездомным, нищим, вышвырнутым на обочину жизни. Я бесконечно восхищаюсь этой хрупкой женщиной, чье имя стало символом надежды. Но одного восхищения мало, хотелось сделать что-то конкретное для Лизы и ее подопечных. На свой страх и риск «Сноб» устроил первый благотворительный аукцион. В результате усилий Ксении Собчак и Игоря Верника, удачно выступивших в роли аукционистов, была собрана вполне осяза­емая сумма в семьдесят восемь тысяч долларов, которую мы и передали фонду «Справедливая помощь». Надеюсь, что на этом мы не остановимся и такие благотворительные акции «Сноб» будет практиковать и дальше.

Одна из главных идей проекта «Сноб» – пробуждение социальной активности у тех, кого принято называть «креативным классом», создание интеллектуальной площадки для открытых дискуссий и постановки самых острых вопросов. В этом контексте первый совместный репортаж-расследование Антона Красовского и Ксении Собчак, посвященный скандалу вокруг гомофобных заявлений отца Иоанна, в миру шоумена Ивана Охлобыстина, уверен, привлечет внимание даже тех, кто далек от этих проблем. Впрочем, было бы неправильно сводить содержание «Сноба» к одной лишь злободневной публицистике. И в этом смысле опыт дизайнера, ювелира, бизнесмена и просто красивого человека Дмитрия Гуржия представляется весьма примечательным. Наш корреспондент Анна Силюнас специально побывала у него дома, чтобы самой убедиться: счастье есть, гармония возможна, российский люкс может вполне составить конкуренцию Западу, если только им занимаются талантливые и образованные люди. То есть те, кому и предназначен «Сноб». И если вы еще не с нами, присоединяйтесь. Не пожалеете!С

Обсудить на сайте